@ARTICLE{26543117_64195570_2012, author = {П. Г. Карпова and Д. Б. Цыганков}, keywords = {, оценка регулирующего воздействия, советы по улучшению регулирования, «умное регулирование», ОЭСР, регуляторная реформа«Стратегия-2020»}, title = {Советы по оптимизации регулирования как неотъемлемый компонент «smart regulation»}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2012}, number = {3}, pages = {5-34}, url = {https://vgmu.hse.ru/2012--3/64195570.html}, publisher = {}, abstract = {В статье рассматривается проблема государственного регулирования  как причина  издержки для адресатов правовых норм — как для государственных акторов, так и для негосударст венных. На фоне преодоления финансово-экономического кризиса в странах ОЭСР была провозглашена ориентация на стратегию «smart regualtion»-«умное регулирование». Согласно меморандуму Европейской комиссии (октябрь 2010 г.), «умное регулирование» состоит из трех компонентов:1) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла — от проектирования актов и принятия решений до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; 2) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов стран — членов ЕС; 3) систем участия групп интересов и граждан.  Исследовательская гипотеза авторов статьи состоит в том, что есть четвертый элемент этой системы. Им является переход от «министериальной» организационной модели оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к модели советов по оптимизации регулирования при центральных органах власти.Институциональный дизайн рассмотренных в статье стран объединяет то, что все они создали в определенной степени независимые органы по контролю нормотворчества, призванные следить за качеством регулирования.  Передача полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой «умного регулирования», что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой. Успешный опыт работы подобных независимых экспертных советов «высокого уровня» стал основой для подготовки концепции формирования Национального совета по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ.}, annote = {В статье рассматривается проблема государственного регулирования  как причина  издержки для адресатов правовых норм — как для государственных акторов, так и для негосударст венных. На фоне преодоления финансово-экономического кризиса в странах ОЭСР была провозглашена ориентация на стратегию «smart regualtion»-«умное регулирование». Согласно меморандуму Европейской комиссии (октябрь 2010 г.), «умное регулирование» состоит из трех компонентов:1) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла — от проектирования актов и принятия решений до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; 2) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов стран — членов ЕС; 3) систем участия групп интересов и граждан.  Исследовательская гипотеза авторов статьи состоит в том, что есть четвертый элемент этой системы. Им является переход от «министериальной» организационной модели оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к модели советов по оптимизации регулирования при центральных органах власти.Институциональный дизайн рассмотренных в статье стран объединяет то, что все они создали в определенной степени независимые органы по контролю нормотворчества, призванные следить за качеством регулирования.  Передача полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой «умного регулирования», что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой. Успешный опыт работы подобных независимых экспертных советов «высокого уровня» стал основой для подготовки концепции формирования Национального совета по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ.} }