@ARTICLE{26543117_64377905_2012, author = {Т. А. Шакиров}, keywords = {, государственно-частное партнерство, коммунальный сектор, инвестиции, тарифыпредельные индексы}, title = {Коммунальный комплекс России: итоги реформирования и перспективы развития}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2012}, number = {3}, pages = {147-158}, url = {https://vgmu.hse.ru/2012--3/64377905.html}, publisher = {}, abstract = {В статье представлен анализ реформирования коммунального сектора за последние шесть лет по наиболее важным направлениям: причины роста тарифов, управление имуществом коммунального комплекса, влияние предельных индексов на коммунальный сектор, финансовое состояние предприятий, износ объектов коммунальной инфраструктуры, результаты деятельности частного сектора, привлечение частных инвестиций в коммунальный сектор. Проанализированы шаги, предпринимаемые нынешним Правительством РФ, по реформированию коммунального сектора. Выполненный анализ заключенных договоров ГЧП в коммунальном секторе (более 60 договоров) показал, что они практически не содержат серьезных инвестиционных обязательств частных операторов. Объяснение этому кроется в непрозрачной и политизированной тарифной политике государства, что делает инвестиционные риски неприемлемо высокими. В целом проведенный анализ показал: несмотря на то, что бизнес идет в коммунальный сектор, инвестиционных проектов по-прежнему чрезвычайно мало, особенно это касается секторов ВКХ и теплоснабжения. Причем если в 1990-е и 2000-е годы объекты, построенные в советский период, еще не исчерпали своего ресурса, и Правительство РФ имело время на эксперименты в коммунальном комплексе, то сейчас нужно принимать меры, которые действительно изменят коммунальный сектор страны, привлекут частные инвестиции, управленческие ресурсы, повысят качество оказываемых коммунальных услуг. Иначе уже в недалекой перспективе можно прогнозировать полный развал коммунального комплекса.}, annote = {В статье представлен анализ реформирования коммунального сектора за последние шесть лет по наиболее важным направлениям: причины роста тарифов, управление имуществом коммунального комплекса, влияние предельных индексов на коммунальный сектор, финансовое состояние предприятий, износ объектов коммунальной инфраструктуры, результаты деятельности частного сектора, привлечение частных инвестиций в коммунальный сектор. Проанализированы шаги, предпринимаемые нынешним Правительством РФ, по реформированию коммунального сектора. Выполненный анализ заключенных договоров ГЧП в коммунальном секторе (более 60 договоров) показал, что они практически не содержат серьезных инвестиционных обязательств частных операторов. Объяснение этому кроется в непрозрачной и политизированной тарифной политике государства, что делает инвестиционные риски неприемлемо высокими. В целом проведенный анализ показал: несмотря на то, что бизнес идет в коммунальный сектор, инвестиционных проектов по-прежнему чрезвычайно мало, особенно это касается секторов ВКХ и теплоснабжения. Причем если в 1990-е и 2000-е годы объекты, построенные в советский период, еще не исчерпали своего ресурса, и Правительство РФ имело время на эксперименты в коммунальном комплексе, то сейчас нужно принимать меры, которые действительно изменят коммунальный сектор страны, привлекут частные инвестиции, управленческие ресурсы, повысят качество оказываемых коммунальных услуг. Иначе уже в недалекой перспективе можно прогнозировать полный развал коммунального комплекса.} }