@ARTICLE{26543117_64378147_2012, author = {О. В. Афанасьева}, keywords = {, информационная и социальная открытость, доступ к официальной информации, транспарентность и подотчетностьнациональное государство}, title = {Доступ к информации. Мировой тренд в реформировании государства}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2012}, number = {3}, pages = {159-172}, url = {https://vgmu.hse.ru/2012--3/64378147.html}, publisher = {}, abstract = {Цель статьи - вычленить в общем толковании права на информацию предмет собственно права на доступ к официальной информации и определить его специфику. В статье доступ к информации рассматривается как: а) глобальная тенденция в реформировании социальных и государственных институтов на основе открытости; б) новый публично-правовой институт, развивающий и гарантирующий в современных условиях принцип гласности публичного права; в) институт, необходимый для консолидации и развития национального государства.Результаты исследования: принцип преобладания общественного интереса далеко не всегда отражен в национальных законах о доступе к информации; государственные органы имеют широкие возможности выведения многих категорий информации из сферы действия закона и из поля зрения общественности.Основные выводы: законодательно установленный и неукоснительно обеспечиваемый на практике доступ к официальной информации выступает институциональной гарантией основных принципов национального государства (демократической республики): народовластия, гласности правления, публичной подотчетности должностных лиц; обеспечение доступа граждан к официальной информации составляет священный конституционный долг каждого должностного лица в государстве. Неисполнение этого долга должностным лицом равносильно покушению на основы государства и должно влечь за собой наказание, соизмеримое с вредом, который такое правонарушение наносит не только лицу, чье право на доступ к информации нарушено, но и всей нации — ее гражданскому государственному строю.}, annote = {Цель статьи - вычленить в общем толковании права на информацию предмет собственно права на доступ к официальной информации и определить его специфику. В статье доступ к информации рассматривается как: а) глобальная тенденция в реформировании социальных и государственных институтов на основе открытости; б) новый публично-правовой институт, развивающий и гарантирующий в современных условиях принцип гласности публичного права; в) институт, необходимый для консолидации и развития национального государства.Результаты исследования: принцип преобладания общественного интереса далеко не всегда отражен в национальных законах о доступе к информации; государственные органы имеют широкие возможности выведения многих категорий информации из сферы действия закона и из поля зрения общественности.Основные выводы: законодательно установленный и неукоснительно обеспечиваемый на практике доступ к официальной информации выступает институциональной гарантией основных принципов национального государства (демократической республики): народовластия, гласности правления, публичной подотчетности должностных лиц; обеспечение доступа граждан к официальной информации составляет священный конституционный долг каждого должностного лица в государстве. Неисполнение этого долга должностным лицом равносильно покушению на основы государства и должно влечь за собой наказание, соизмеримое с вредом, который такое правонарушение наносит не только лицу, чье право на доступ к информации нарушено, но и всей нации — ее гражданскому государственному строю.} }