@ARTICLE{26543117_86917533_2013, author = {И. Н. Ильина}, keywords = {, cтратегия социально-экономического развития, сырьевой регион, ресурсное проклятиемеханизмы реализации}, title = {Перспективы развития сырьевых регионов РФв документах стратегического планирования}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2013}, number = {2}, pages = {91-112}, url = {https://vgmu.hse.ru/2013--2/86917533.html}, publisher = {}, abstract = {Статья посвящена проблемам и приоритетам перспективного развития сырьевых регионов РФ. Рассмотрены стратегии социально-экономического развития на период до 2025-2030 гг. с целью анализа экономического роста и диверсификации экономики регионов в условиях сокращения добычи полезных ископаемых. При анализе стратегических документов социально-экономического развития сырьевых субъектов РФ в качестве ключевого критерия выделения сырьевых регионов России был использован показатель доли валовой добавленной стоимости от добычи полезных ископаемых в структуре ВРП. В результате  было выделено 11 сырьевых регионов РФ, в социально-экономическом развитии которых определяющую роль играет минерально-сырьевой комплекс.Выводы:  перспективы экономического развития регионов практически полностью увязаны с планами развития компаний минерально-сырьевого профиля. Другой вывод, подтвержденный результатами анализа приоритетов развития сырьевых регионов, заключается в том, что перспективы территориального развития региональными властями во многом видятся в диверсификации производства. Документы стратегического планирования общегосударственного уровня практически не затрагивают региональные особенности экономики, обозначив поддержку развития приоритетных территорий.Рекомендации:  государственная региональная политика должна сосредоточиться на формировании общей идеологии перспективного развития сырьевых регионов в увязке с меняющейся внешней и внутренней ситуацией. Субъекты РФ, имеющие сырьевую специализацию, должны переформатировать стратегии своего развития, расширив горизонты стратегического планирования и сосредоточившись  на перспективах «безсырьевого» будущего. Необходимо сформировать новые требования к типологии регионов для целей региональной политики с одновременным совершенствованием требований к стратегиям социально-экономического развития.}, annote = {Статья посвящена проблемам и приоритетам перспективного развития сырьевых регионов РФ. Рассмотрены стратегии социально-экономического развития на период до 2025-2030 гг. с целью анализа экономического роста и диверсификации экономики регионов в условиях сокращения добычи полезных ископаемых. При анализе стратегических документов социально-экономического развития сырьевых субъектов РФ в качестве ключевого критерия выделения сырьевых регионов России был использован показатель доли валовой добавленной стоимости от добычи полезных ископаемых в структуре ВРП. В результате  было выделено 11 сырьевых регионов РФ, в социально-экономическом развитии которых определяющую роль играет минерально-сырьевой комплекс.Выводы:  перспективы экономического развития регионов практически полностью увязаны с планами развития компаний минерально-сырьевого профиля. Другой вывод, подтвержденный результатами анализа приоритетов развития сырьевых регионов, заключается в том, что перспективы территориального развития региональными властями во многом видятся в диверсификации производства. Документы стратегического планирования общегосударственного уровня практически не затрагивают региональные особенности экономики, обозначив поддержку развития приоритетных территорий.Рекомендации:  государственная региональная политика должна сосредоточиться на формировании общей идеологии перспективного развития сырьевых регионов в увязке с меняющейся внешней и внутренней ситуацией. Субъекты РФ, имеющие сырьевую специализацию, должны переформатировать стратегии своего развития, расширив горизонты стратегического планирования и сосредоточившись  на перспективах «безсырьевого» будущего. Необходимо сформировать новые требования к типологии регионов для целей региональной политики с одновременным совершенствованием требований к стратегиям социально-экономического развития.} }