@ARTICLE{26543117_141009711_2014, author = {С. Б. Авдашева and Д. В. Цыцулина}, keywords = {, реформы, рынки, тарифное регулирование, антимонопольное законодательство, естественные монополиитарифы}, title = {Задачи и ограничения антимонопольного контроля регулирования тарифов}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2014}, number = {4}, pages = {27-46}, url = {https://vgmu.hse.ru/2014--4/141009711.html}, publisher = {}, abstract = {Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий, проходящих реформирование, способно создавать угрозу для конкуренции. В определенных случаях неверно установленные тарифы могут оказывать негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, и приводить к потерям для покупателей. Уровень тарифов для конечных потребителей, также как и тарифов на использование ключевых инфраструктурных мощностей, влияет на стимулы для входа в отрасль новых участников, в то время как вход является необходимым условием успеха реформы. В статье проанализированы возможности предотвращения ограничений конкуренции на рынках естественных монополий c помощью применения антимонопольного законодательства, с использованием примеров из международного опыта. Показаны особенности российского антимонопольного законодательства, влияющие на возможность его использования для предотвращения ограничений конкуренции на дерегулируемых рынках. Продемонстрированы причины того, что предлагаемый антимонопольный контроль за соблюдением процедур назначения тарифов может иметь ограниченный эффект в силу специфики воздействия регулируемых тарифов на конкуренцию, а также потенциальных противоречий между принципами отраслевого регулирования и требованиями антимонопольного законодательства в России. Показаны альтернативные способы организации тарифного регулирования, способствующего развитию конкуренции и повышению благосостояния покупателей.}, annote = {Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий, проходящих реформирование, способно создавать угрозу для конкуренции. В определенных случаях неверно установленные тарифы могут оказывать негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, и приводить к потерям для покупателей. Уровень тарифов для конечных потребителей, также как и тарифов на использование ключевых инфраструктурных мощностей, влияет на стимулы для входа в отрасль новых участников, в то время как вход является необходимым условием успеха реформы. В статье проанализированы возможности предотвращения ограничений конкуренции на рынках естественных монополий c помощью применения антимонопольного законодательства, с использованием примеров из международного опыта. Показаны особенности российского антимонопольного законодательства, влияющие на возможность его использования для предотвращения ограничений конкуренции на дерегулируемых рынках. Продемонстрированы причины того, что предлагаемый антимонопольный контроль за соблюдением процедур назначения тарифов может иметь ограниченный эффект в силу специфики воздействия регулируемых тарифов на конкуренцию, а также потенциальных противоречий между принципами отраслевого регулирования и требованиями антимонопольного законодательства в России. Показаны альтернативные способы организации тарифного регулирования, способствующего развитию конкуренции и повышению благосостояния покупателей.} }