@ARTICLE{26543117_286418487_2019, author = {П. Н. Павлов}, keywords = {, экономические теории регулирования, нормотворческая активность, регуляторная жесткость, нормативно-правовой акт, отрасли экономики, методы лингвистического анализабольшие данные (Big data)}, title = {ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2019}, number = {2}, pages = {39-70}, url = {https://vgmu.hse.ru/2019--2/286418487.html}, publisher = {}, abstract = {Измерение характеристик нормотворческой активности институтов государственной власти является одним из относительно новых перспективных подходов к оценке масштабов государственного вмешательства в экономику. Для этого используются индикаторы объемов и регуляторной жесткости нормативной базы, формируемые с применением методов анализа больших данных (Big data) и методов лингвистического анализа нормативных документов.Разработка базы данных официальных документов органов государственной власти, принятых в период с 1991 по 2018 г. (указы Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ, приказы ФОИВ, федеральные законы), позволила охарактеризовать особенности и этапы развития регуляторной модели в России, а также выявить факторы нормотворческой активности на уровне отраслей российской экономики.Результаты исследования показывают, что, несмотря на стабилизацию динамики нормотворческой активности после периода активной регуляторной экспансии (2004-2015), уровень регуляторной жесткости нормативной базы в России продолжает оставаться высоким. Распределение нормативных актов по видам деятельности классификатора ОКВЭД позволило эконометрическими методами оценить теоретическую модель регуляторной активности на уровне отраслей экономики. Эмпирические оценки показывают, что отрасли общественного сектора регулируются более интенсивно по сравнению с отраслями частного сектора. Кроме того, более высокая нормотворческая активность наблюдается в отраслях, производящих больший объем добавленной стоимости. В свою очередь, более низкая нормотворческая активность и регуляторная жесткость характеризуют отрасли с более высоким уровнем валовой добавленной стоимости (ВДС) в расчете на фирму. Нормативное регулирование и прямой контроль государственной собственности являются взаимозаменяемыми механизмами управления отраслями российской экономики.}, annote = {Измерение характеристик нормотворческой активности институтов государственной власти является одним из относительно новых перспективных подходов к оценке масштабов государственного вмешательства в экономику. Для этого используются индикаторы объемов и регуляторной жесткости нормативной базы, формируемые с применением методов анализа больших данных (Big data) и методов лингвистического анализа нормативных документов.Разработка базы данных официальных документов органов государственной власти, принятых в период с 1991 по 2018 г. (указы Президента РФ, распоряжения и постановления Правительства РФ, приказы ФОИВ, федеральные законы), позволила охарактеризовать особенности и этапы развития регуляторной модели в России, а также выявить факторы нормотворческой активности на уровне отраслей российской экономики.Результаты исследования показывают, что, несмотря на стабилизацию динамики нормотворческой активности после периода активной регуляторной экспансии (2004-2015), уровень регуляторной жесткости нормативной базы в России продолжает оставаться высоким. Распределение нормативных актов по видам деятельности классификатора ОКВЭД позволило эконометрическими методами оценить теоретическую модель регуляторной активности на уровне отраслей экономики. Эмпирические оценки показывают, что отрасли общественного сектора регулируются более интенсивно по сравнению с отраслями частного сектора. Кроме того, более высокая нормотворческая активность наблюдается в отраслях, производящих больший объем добавленной стоимости. В свою очередь, более низкая нормотворческая активность и регуляторная жесткость характеризуют отрасли с более высоким уровнем валовой добавленной стоимости (ВДС) в расчете на фирму. Нормативное регулирование и прямой контроль государственной собственности являются взаимозаменяемыми механизмами управления отраслями российской экономики.} }