@ARTICLE{26543117_308936299_2019, author = {Д. Ю. Двинских and Э. В. Талапина}, keywords = {, цифровая экономика, открытые данные, риски оборота данных, «большие данные»государственное управление}, title = {РИСКИ РАЗВИТИЯ ОБОРОТА ДАННЫХ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2019}, number = {3}, pages = {7-30}, url = {https://vgmu.hse.ru/2019--3/308936299.html}, publisher = {}, abstract = {Цифровизация государственного управления, в том числе управления на основе данных, предполагает организацию и урегулирование обмена данными в госуправлении. Для нормативно-правового регулирования обозначенного вопроса необходимо создание среды, снижающей основные риски внедрения обмена данными. Выявление, структурирование, описание и анализ рисков развития оборота данных в государственном управлении стало целью настоящей работы. В статье рассмотрены подходы к классификации рисков обмена данными и практика их регулирования, а также анализ основных рисков обмена данными для России и предложения по их учету в нормативно-правовом регулировании. Делается вывод, что регулирование оборота данных в государственном управлении должно быть комплексным, учитывающим как интересы индивидуумов и коммерческих организаций в части защиты данных, так и государства в части использования данных.Анализ позволил выявить группу рисков в процессах цифровой трансформации экономики страны, влияющих на эффективность государственного управления в целом. В частности, для индивидуума значим риск нарушения прав и свобод человека при обработке больших данных. Для государства риски обусловлены сложностью и затратностью организации оборота данных, подразумевающего:- издержки анализа нестандартизированных данных;- издержки времени на согласование доступа к данным, снижающие оперативность получения информации и ее ценность;- риски потери либо пиратского использования конфиденциальных и секретных данных.Нивелирование перечисленных рисков требует масштабных мер со стороны государства в сфере правового регулирования и в области политических решений, а также значительных бюджетных инвестиций.Новизна изложенных решений заключается в предлагаемой системе связей между рисками развития оборота данных, обусловленного цифровой трансформацией госуправления, основными участниками процесса оборота данных, находящимися в зоне риска при развитии обмена данными, и мерами, которые помогают учесть экономический и юридический интерес участников.}, annote = {Цифровизация государственного управления, в том числе управления на основе данных, предполагает организацию и урегулирование обмена данными в госуправлении. Для нормативно-правового регулирования обозначенного вопроса необходимо создание среды, снижающей основные риски внедрения обмена данными. Выявление, структурирование, описание и анализ рисков развития оборота данных в государственном управлении стало целью настоящей работы. В статье рассмотрены подходы к классификации рисков обмена данными и практика их регулирования, а также анализ основных рисков обмена данными для России и предложения по их учету в нормативно-правовом регулировании. Делается вывод, что регулирование оборота данных в государственном управлении должно быть комплексным, учитывающим как интересы индивидуумов и коммерческих организаций в части защиты данных, так и государства в части использования данных.Анализ позволил выявить группу рисков в процессах цифровой трансформации экономики страны, влияющих на эффективность государственного управления в целом. В частности, для индивидуума значим риск нарушения прав и свобод человека при обработке больших данных. Для государства риски обусловлены сложностью и затратностью организации оборота данных, подразумевающего:- издержки анализа нестандартизированных данных;- издержки времени на согласование доступа к данным, снижающие оперативность получения информации и ее ценность;- риски потери либо пиратского использования конфиденциальных и секретных данных.Нивелирование перечисленных рисков требует масштабных мер со стороны государства в сфере правового регулирования и в области политических решений, а также значительных бюджетных инвестиций.Новизна изложенных решений заключается в предлагаемой системе связей между рисками развития оборота данных, обусловленного цифровой трансформацией госуправления, основными участниками процесса оборота данных, находящимися в зоне риска при развитии обмена данными, и мерами, которые помогают учесть экономический и юридический интерес участников.} }