@ARTICLE{26543117_371812867_2020, author = {И. Г. Дежина}, keywords = {, слияния в секторе высшего образования, консолидация университетов, реформа, факторы влияния, федеральные университеты, РоссияФинляндия}, title = {МЕХАНИЗМЫ КОНСОЛИДАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ В ФИНЛЯНДИИ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ И ПАРАЛЛЕЛИ С РОССИЙСКИМ ОПЫТОМ}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2020}, number = {2}, pages = {193-214}, url = {https://vgmu.hse.ru/2020--2/371812867.html}, publisher = {}, abstract = {В статье анализируются процессы и предварительные результаты консолидации университетов в Финляндии, бывших частью реформирования системы высшего образования, и проводятся параллели с развитием системы федеральных университетов в России, которые также появились в результате консолидации ранее самостоятельных вузов. Цель исследования - выделить те управленческие подходы, которые полезно учесть в России при слиянии университетов. Для этого следовало определить факторы, позитивно и негативно повлиявшие на процесс консолидации университетов в Финляндии, а также провести сопоставительный анализ ситуации в Финляндии и России. Работа базируется на вторичном анализе эмпирических исследований хода реформ в Финляндии и России, дополненном личными интервью автора с представителями трех консолидированных финских университетов (Аалто, Турку и Тампере); все они принимали участие в обсуждении и согласовании механизмов слияния университетов. Исследование показало, что факторы позитивного влияния - это комплексность реформы и наличие обратной связи между инициатором изменений (правительством) и консолидируемыми университетами. В то же время проработка мер и шагов на прединтеграционной стадии не гарантирует бесконфликтного развития нового университета. На основе динамики позиций новых университетов Финляндии и России в международных рейтингах было подтверждено, что эффекты консолидации сильно отложены во времени.}, annote = {В статье анализируются процессы и предварительные результаты консолидации университетов в Финляндии, бывших частью реформирования системы высшего образования, и проводятся параллели с развитием системы федеральных университетов в России, которые также появились в результате консолидации ранее самостоятельных вузов. Цель исследования - выделить те управленческие подходы, которые полезно учесть в России при слиянии университетов. Для этого следовало определить факторы, позитивно и негативно повлиявшие на процесс консолидации университетов в Финляндии, а также провести сопоставительный анализ ситуации в Финляндии и России. Работа базируется на вторичном анализе эмпирических исследований хода реформ в Финляндии и России, дополненном личными интервью автора с представителями трех консолидированных финских университетов (Аалто, Турку и Тампере); все они принимали участие в обсуждении и согласовании механизмов слияния университетов. Исследование показало, что факторы позитивного влияния - это комплексность реформы и наличие обратной связи между инициатором изменений (правительством) и консолидируемыми университетами. В то же время проработка мер и шагов на прединтеграционной стадии не гарантирует бесконфликтного развития нового университета. На основе динамики позиций новых университетов Финляндии и России в международных рейтингах было подтверждено, что эффекты консолидации сильно отложены во времени.} }