TY - JOUR TI - К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ T2 - Вопросы государственного и муниципального управления IS - Вопросы государственного и муниципального управления KW - качество государственного управления KW - оценка KW - результативность государственного управления KW - социально-экономическое развитие KW - индекс человеческого развития AB - Качество государственного управления все чаще рассматривается как важный, если не основной, фактор экономического роста и повышения качества жизни. Между тем само понятие «качества государственного управления» рассматривается разными исследователями в  зачастую противоположных ракурсах, а эмпирические исследования по выявлению взаимосвязи показателей качества государственного управления и социально-экономического развития далеко не всегда свидетельствуют о значительной корреляции между этими явлениями. Статья дополняет академическую дискуссию результатами анализа взаимосвязи между показателями результативности государственного управления Всемирного банка и  индексом человеческого развития (ИЧР) Программы развития ООН, агрегирующим показатели (за 2000-2018 гг. в 172 странах мира) ожидаемой продолжительности жизни, продолжительности обучения и  уровня жизни. Показано, что взаимосвязь данных явлений в целом является сильной, носит долгосрочный характер и  возрастает во  времени. При этом она существенно выше в  странах с  высоким уровнем результативности государственного управления и  ниже в  странах, где этот уровень средний или низкий. Такие различия характерны и для большинства компонентов ИЧР, особенно для валового национального дохода на душу населения, зависимость которого от качества государственного управления носит нелинейный характер. Выявленные различия в степени взаимосвязи результативности государственного управления и человеческого развития по группам стран и компонентам ИЧР свидетельствуют о двустороннем характере данной взаимосвязи. Так, высокий уровень человеческого капитала, достигнутый в том числе и благодаря высокому качеству государственного управления, становится основой для дальнейшего повышения результативности государственных институтов. Неоднородность полученных результатов показывает, что использование исключительно субъективных оценок является недостаточным для измерения качества государственного управления и его динамики. Необходимо совершенствование действующих подходов к  оценке результативности государственного управления на основе более полного учета его конечных результатов, отражающих ключевые компоненты человеческого развития. AU - Е. И. Добролюбова UR - https://vgmu.hse.ru/2020--4/424496927.html PY - 2020 SP - 31-58 VL -