@ARTICLE{26543117_424538196_2020, author = {Е. А. Кузнецова}, keywords = {, государственное управление, охрана труда, системы управления охраной трудаоценка и управление рисками}, title = {СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МОДЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2020}, number = {4}, pages = {214-242}, url = {https://vgmu.hse.ru/2020--4/424538196.html}, publisher = {}, abstract = {Безопасность и здоровье работающего населения являются основной целью социальной политики государства. Безусловно, социальная и моральная стороны вопроса имеют огромное значение, но следует учитывать и экономические потери от вредных и опасных условий труда. Объемы недопроизведенной продукции в связи с невыходом работников на работу по причине производственной травмы или профессионального заболевания, по  оценкам Международной организации труда, составляют ежегодно почти 4% мирового ВВП. Все это обусловливает необходимость трансформации государственного управления охраной труда от нормативного регулирования через оценку рисков к культуре безопасности. В статье рассмотрены основные этапы развития подходов к государственному управлению охраной труда в Великобритании, Австралии, США, Японии и России с точки зрения моделей и характеристик управления охраной труда с целью выявить общие черты и этапы, а также дать оценку эффективности реализуемых мер. Были сделаны выводы о том, что подходы к управлению охраной труда развиваются параллельно с развитием и трансформацией экономики; в странах с федеративным устройством приходят к осознанию необходимости единообразия законодательства в области охраны труда; после установления рамочных требований в области охраны труда основной задачей государства является серьезное методическое содействие работодателям в  обеспечении более безопасных и здоровых рабочих мест, а также общего благополучия работающего населения.}, annote = {Безопасность и здоровье работающего населения являются основной целью социальной политики государства. Безусловно, социальная и моральная стороны вопроса имеют огромное значение, но следует учитывать и экономические потери от вредных и опасных условий труда. Объемы недопроизведенной продукции в связи с невыходом работников на работу по причине производственной травмы или профессионального заболевания, по  оценкам Международной организации труда, составляют ежегодно почти 4% мирового ВВП. Все это обусловливает необходимость трансформации государственного управления охраной труда от нормативного регулирования через оценку рисков к культуре безопасности. В статье рассмотрены основные этапы развития подходов к государственному управлению охраной труда в Великобритании, Австралии, США, Японии и России с точки зрения моделей и характеристик управления охраной труда с целью выявить общие черты и этапы, а также дать оценку эффективности реализуемых мер. Были сделаны выводы о том, что подходы к управлению охраной труда развиваются параллельно с развитием и трансформацией экономики; в странах с федеративным устройством приходят к осознанию необходимости единообразия законодательства в области охраны труда; после установления рамочных требований в области охраны труда основной задачей государства является серьезное методическое содействие работодателям в  обеспечении более безопасных и здоровых рабочих мест, а также общего благополучия работающего населения.} }