@ARTICLE{26543117_995513838_2024, author = {В. Н. Южаков and А. Н. Покида and Н. В. Зыбуновская}, keywords = {, государственный контроль (надзор), контрольно-надзорная деятельность, доверие, охраняемые законом ценности, уровень защищенностисоциологический опрос}, title = {ОЦЕНКА ГРАЖДАНАМИ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОХРАНЯЕМЫХ ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЕЙ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)}, journal = {Вопросы государственного и муниципального управления}, year = {2024}, number = {4}, pages = {7-43}, url = {https://vgmu.hse.ru/2024--4/995513838.html}, publisher = {}, abstract = {Государственный контроль (надзор) должен быть направлен на минимизацию рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В защите охраняемых законом ценностей (жизни, здоровья, прав и законных интересов, окружающей среды, памятников истории и культуры) так или иначе заинтересованы российские граждане. При этом ни Федеральный закон N 248-ФЗ, ни практика его применения не предусматривают систематического выявления и учета в качестве показателя результативности государственного контроля (надзора) оценки достижения этого результата именно гражданами. Авторы аргументируют возможность устранения этого пробела на основе выявления и учета в качестве показателя результативности государственного контроля (надзора) оценки   достигнутого уровня защищенности охраняемых законом ценностей гражданами как бенефициарами государственного контроля (надзора). Для обоснования этого предложения в статье проанализированы данные направленного на выявление таких оценок общероссийского соцопроса граждан, проведенного РАНХиГС в 2024 г., в сопоставлении с данными и выводами аналогичных опросов 2018-2023 гг. Опросы демонстрируют положительную динамику этого показателя: доля респондентов, оценивших достигнутый уровень защищенности охраняемых законом ценностей как достаточный, в опросе 2024 г. составила 43,8% (+ 13,8 п.п. к стартовому опросу 2018 г.).Итоги регрессионного анализа показывают, что некоторые факторы - результативность обращений граждан в органы государственного контроля (надзора), частота столкновения граждан с необходимостью защиты охраняемых законом ценностей от рисков причинения вреда и уровень доверия граждан органам государственного контроля (надзора) - статистически значимо влияют на эту оценку со стороны граждан. Это позволяет использовать данный показатель не только для оценки результативности государственного контроля (надзора) с позиции граждан, но и для определения мер по ее повышению. Результаты исследования могут применяться при решении задач развития систем оценки результативности контрольно-надзорной деятельности, как представляется, не только в России, но и в других странах.}, annote = {Государственный контроль (надзор) должен быть направлен на минимизацию рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В защите охраняемых законом ценностей (жизни, здоровья, прав и законных интересов, окружающей среды, памятников истории и культуры) так или иначе заинтересованы российские граждане. При этом ни Федеральный закон N 248-ФЗ, ни практика его применения не предусматривают систематического выявления и учета в качестве показателя результативности государственного контроля (надзора) оценки достижения этого результата именно гражданами. Авторы аргументируют возможность устранения этого пробела на основе выявления и учета в качестве показателя результативности государственного контроля (надзора) оценки   достигнутого уровня защищенности охраняемых законом ценностей гражданами как бенефициарами государственного контроля (надзора). Для обоснования этого предложения в статье проанализированы данные направленного на выявление таких оценок общероссийского соцопроса граждан, проведенного РАНХиГС в 2024 г., в сопоставлении с данными и выводами аналогичных опросов 2018-2023 гг. Опросы демонстрируют положительную динамику этого показателя: доля респондентов, оценивших достигнутый уровень защищенности охраняемых законом ценностей как достаточный, в опросе 2024 г. составила 43,8% (+ 13,8 п.п. к стартовому опросу 2018 г.).Итоги регрессионного анализа показывают, что некоторые факторы - результативность обращений граждан в органы государственного контроля (надзора), частота столкновения граждан с необходимостью защиты охраняемых законом ценностей от рисков причинения вреда и уровень доверия граждан органам государственного контроля (надзора) - статистически значимо влияют на эту оценку со стороны граждан. Это позволяет использовать данный показатель не только для оценки результативности государственного контроля (надзора) с позиции граждан, но и для определения мер по ее повышению. Результаты исследования могут применяться при решении задач развития систем оценки результативности контрольно-надзорной деятельности, как представляется, не только в России, но и в других странах.} }