https://vgmu.hse.ru/issue/feedВопросы государственного и муниципального управления2025-12-05T18:24:41+03:00Зверева Ирина Александровнаizvereva@hse.ruOpen Journal Systems<p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Журнал « </span></span><em><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Вопросы государственного и муниципального управления</span></span></em><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;"> » издается с 2007 г.</span></span></p> <p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Журнал посвящен комплексной проблеме государственного и муниципального управления, вопросам: реформированию и развитию государственной службы, развитию и проведению в жизни административной реформы, с учетом деятельности органов местной власти, прогресса бюджетной сферы и государственного сектора в целом.</span></span></p> <p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий по научным специальностям и соответствующим ее областям науки, по которым присуждаются научные степени, 5.5.3 Государственное управление и отраслевая политика (политическая наука, внутренняя наука), 5.2.7. Государственное и муниципальное управление (экономическая наука).</span></span></p> <p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">Категория журнал в рейтинге ВАК - К1.</span></span></p> <p><span style="vertical-align: inherit;"><span style="vertical-align: inherit;">По показателю импакт-фактора журнал входит в ряд ведущих российских периодических изданий, включая базы данных Scopus (3-й квартиль), RePEc, EBSCO, а также Российский индекс научного цитирования (RSCI) на платформе Web of Science. Журнал переходит в информационно-аналитическую систему «Медиалогия» для составления рейтингов СМИ</span></span></p>https://vgmu.hse.ru/article/view/29985 ОЦЕНКА ГРАЖДАНАМИ ЭФФЕКТОВ И РИСКОВ ИХ ЦИФРОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ГОСУДАРСТВОМ: ДИНАМИКА 2022–2025 гг.2025-12-05T18:23:40+03:00Южаков Владимир Николаевичyuzhakov-vn@ranepa.ruПокида Андрей Николаевичpokida@ranepa.ruЗыбуновская Наталья Владимировнаnzyb@ranepa.ruСтаростина Александра Николаевнаstarostina-an@ranepa.ru<p>Цифровизация госуправления – составная часть одной из ключевых национальных целей развития России. Ее успех зависит и от обратной связи с гражданами. Однако пока отсутствует системный сбор оценок ими результатов цифровизации госуправления, в том числе их взаимодействия с государством. Авторами были предложены и апробированы методология, методика и инструментарий регулярного соцопроса граждан с целью выявления указанных оценок. В статье представлены основные результаты четвертого раунда этого соцопроса: выявленные оценки гражданами эффектов и рисков цифровизации госуправления по состоянию на 2025 г. Также приведены данные о динамике выявленных оценок в сравнении с итогами опросов 2022–2024 гг.</p> <p>Соцопрос 2025 г. показал, что за годы наблюдения граждане стали выше оценивать эффекты цифровизации госуправления. При этом наиболее значимыми они сочли эффекты цифровизации госуправления, связанные с повышением удобства их обращения за административными государственными и муниципальными услугами и с экономией времени. В то же время опрос выявил довольно высокий уровень обеспокоенности граждан рисками цифровизации их взаимодействия с госорганами и учреждениями: более 2/3 респондентов указали на риски утечки персональных данных и мошенничества с их использованием; 82,2% - на высокие риски использования при взаимодействии с государством ИИ-технологий.</p> <p>Практическая значимость полученных данных заключается в возможности их учета для оценки и коррекции (при необходимости) стратегических документов и планов цифровизации государственного управления с точки зрения интересов ее конечных бенефициаров.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29986РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2025-12-05T18:23:49+03:00Стырин Евгений Михайловичestyrin@hse.ru<p>В статье рассматривается проблема недостаточной диагностической глубины существующих подходов к оценке цифровой зрелости органов государственного управления в субъектах Российской Федерации. На текущий момент методологическая и эмпирическая база для оценки уровня цифровой зрелости в региональном разрезе остается ограниченной и фрагментарной – отсутствует единый подход к операционализации понятия «цифровая зрелость». Требуется общая методология, позволяющая проводить корректный межрегиональный анализ; формировать проверенные инструменты для выявления факторов, влияющих на различия в динамике цифровой трансформации регионов. Федеральная методика, предложенная Минцифры России, акцентирует внимание на внешних результатах цифровой трансформации, не раскрывая внутренних организационных характеристик ведомств.</p> <p>Целью исследования является разработка комплексной, адаптивной модели оценки цифровой зрелости региональных органов власти, позволяющей проводить сквозную диагностику состояния цифрового развития министерств и ведомств субъектов Российской Федерации. В качестве методов использованы: анализ отечественных и зарубежных научных публикаций, систематизация моделей цифровой зрелости, контент-анализ стратегических документов, экспертное обобщение практических кейсов.</p> <p>Предложенная авторская модель включает шесть блоков: стратегическое управление и цифровая культура; кадры и цифровые компетенции; процессы; модели и данные; цифровые продукты; инфраструктура и информационная безопасность. Каждый блок представлен системой показателей, обеспечивающих возможность формализованной оценки цифровой зрелости и построения индекса. В результате сформирована методология, пригодная для сравнительного анализа и разработки точечных управленческих решений.</p> <p>Практическая значимость состоит в возможности использования модели органами власти для мониторинга и управления цифровой трансформацией на уровне региона.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29987О ЦЕННОСТНЫХ ОСНОВАНИЯХ КУЛЬТУРНОГО КОДА РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 2025-12-05T18:23:58+03:00Воронов Александр Сергеевичvoronov@spa.msu.ruЮхно Александр Сергеевичmetod-centerORG@gaugn.ruУльянова Любовь ВладимировнаUlyanova@spa.msu.ru<p>Предметом исследования является культурный код российской государственности как система ценностей и воспроизводящихся традиций государственного управления. Проблема состоит в противоречии между ценностной природой российской государственности и формальными институциональными практиками государственного управления, не всегда отражающими ее культурно-цивилизационные основания. Цель исследования – обозначить и концептуализировать круг ценностных и институциональных вопросов, связанных с культурным кодом российской государственности, которые оказывают влияние на формирование и специфику управленческих традиций с позиций государственного управления, а также выявить направления дальнейшего анализа этих оснований в контексте современных управленческих практик. Задачи исследования: проанализировать понятие «культурный код» в сопоставлении с категориями «культура», «цивилизация», «ценности» и «идентичность»; исследовать содержание нормативной правовой базы России в части традиционных духовно-нравственных ценностей; выявить и охарактеризовать институциональные практики и управленческие принципы, отражающие культурный код на различных исторических этапах; обосновать направления его применения для совершенствования современной системы государственного управления и подготовки кадров государственной службы. Эмпирическую базу исследования составили нормативные правовые акты Российской Федерации, отражающие ценностно-идеологические ориентиры современного государственного управления, а также исторические источники и тексты политико-правовой мысли, раскрывающие традиционные представления о российской государственности. Результаты исследования показали, что культурный код российской государственности выражается во взаимосвязи ценности служения, принципа централизации, диалоговых практик (соборность, автономизация) и идентичности «государства-цивилизации». Научная новизна заключается в системном анализе культурного кода российской государственности как самостоятельного объекта исследования. Практическая значимость заключается в возможности совершенствования системы стратегического управления на основе ценностно ориентированных моделей, адаптации управленческих практик к отечественным культурным и цивилизационным особенностям, разработки программ подготовки государственных служащих, формирующих компетенции служения и ответственности.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29988ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИЧНОСТЬ В ПУБЛИЧНОМ УПРАВЛЕНИИ: НАУЧНЫЙ ДИСКУРС И СОВРЕМЕННЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРАКТИКИ 2025-12-05T18:24:09+03:00Соловьев Владимир Александровичva.solovev@hse.ru<p>В статье рассмотрен принципы человекоцентричности, их реализация в российской практике публичного управления, выявлены механизмы человекоцентричности, указаны их достоинства и недостатки. Рассмотрены практики человекоцентричности в госкорпорациях, в некоммерческом секторе, на разных уровнях публичного управления. В статье отмечена проблема «асимметрии» системы госуправления в ориентации на внешних и внутренних клиентов, а также необходимость дальнейшей конкретизации и совершенствования практик человекоцентричного подхода, устранения их недостатков и нормативного закрепления принципов человекоцентричности в публичном управлении.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29989КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ2025-12-05T18:24:12+03:00Шейман Игорь Михайловичisheiman@hse.ru<p>В российском здравоохранении резко обострилась проблема дефицита кадров. Цель статьи – исследовать причины и возможные пути ее преодоления. Рассматриваются вопросы о недостаточности текущих мер кадровой политики государства, о требуемых дополнительных мерах и об их ожидаемом эффекте. Анализируются проекты нормативных документов, отечественная и зарубежная литература, текущая периодика по этому вопросу. Анализ показывает, что проблема не сводится к оттоку кадров из государственного здравоохранения: корни кадрового дефицита уходят глубоко в сложившуюся систему организации медицинской помощи и государственного управления. Исследуются главные факторы возникшего дефицита кадров: чрезмерная специализация врачебной деятельности в первичной медико-санитарной помощи, несовершенство структурной и инвестиционной политики в отрасли, серьезные дефекты в планировании кадрового обеспечения и в регулировании подготовки врачей, недостаточность мер социальной поддержки медиков. Возможности экстенсивного развития многих секторов здравоохранения уже исчерпаны. Масштабное строительство, включение в государственные гарантии новых видов услуг не укладываются в кадровые возможности отрасли. Текущие меры кадровой политики недостаточны для преодоления кадрового дефицита, поскольку они не затрагивают первопричин проблемы. Развитие долговременного планирования и усиленное государственное регулирование структуры врачебных специальностей способно сфокусировать подготовку медиков на ликвидацию нехватки самых востребованных кадров, причем в ближайшие годы. Преодоление чрезмерной специализации врачей первичного звена, изменение структуры кадров, повышение размера оплаты труда потребуют более значительного периода времени.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29990ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ2025-12-05T18:24:20+03:00Штанько Алексей Юрьевичssshtanko@gmail.comПаникарова Светлана ВикторовнаS.V.Panikarova@urfu.ru<p>Предметом исследования выступает государственное регулирование рынка медицинских изделий в Российской Федерации. Сегодня он в высокой степени зависит от импорта и страдает от недостаточной прозрачности процедур сертификации и стандартизации. Проблема заключается в институциональной фрагментации, несогласованности полномочий и устаревших нормативных механизмах. Все это препятствует внедрению инноваций и снижает конкурентоспособность отечественных производителей.</p> <p>Цель работы – предложить комплекс решений по совершенствованию государственного регулирования рынка медицинских изделий Российской Федерации. Для достижения цели применялись статистико-экономический и балансовый методы, контент-анализ документов на предмет определения возникающих противоречий в НПА и дисфункций регулирующих рынок государственных органов.</p> <p>Результаты исследования показали, что ключевыми барьерами развития рынка являются избыточные административные процедуры, несовершенство стандартов и доминирование ценового критерия при госзакупках.</p> <p>Предложены институциональные преобразования: принятие единого федерального закона «О медицинских изделиях», расширение задач и функций Департамента регулирования обращения лекарственных средств и медицинских изделий Министерства здравоохранения Российской Федерации, внедрение цифрового «единого окна», переход к риск-ориентированному надзору и многофакторной системе закупок.</p> <p>Научная новизна исследования состоит в разработке комплексной модели регулирования, учитывающей институциональные, правовые и экономические аспекты. Его практическая значимость – в возможности применения предложенных решений при реализации национальных стратегий импортозамещения и цифровизации.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29992ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТРАТЕГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ2025-12-05T18:24:28+03:00Еремеева Ольга Сергеевнаyeremeevaos@yandex.ru<p>Предметом исследования является внедрение целей устойчивого развития в стратегии социально-экономического развития регионов Енисейской Сибири: Красноярского края, Республики Хакасия, Республики Тыва. Исследование актуально в связи с нерешенными проблемами территориального устойчивого развития. Цель – привлечь внимание к проблемным аспектам регионального устойчивого развития, ориентированию региональных политик на устойчивое развитие, показать, насколько стратегии социально-экономического развития регионов направлены на национальное и глобальное устойчивое развитие. В ходе исследования проведено сравнение целевых показателей из стратегий социально-экономического развития регионов Енисейской Сибири с показателями по целям устойчивого развития из национального перечня, разрабатываемого Росстатом. В результате исследования сформулированы возможные дополнения к региональным стратегиям по показателям экологической и социально-экономической компонентам целей устойчивого развития.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»https://vgmu.hse.ru/article/view/29993ПРОГРАММЫ ЗАНЯТОСТИ С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЯ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ (НА МАТЕРИАЛЕ ПЯТИ СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ)2025-12-05T18:24:33+03:00Канева Мария Александровнаmkaneva@gmail.comЗафаржонова Мохидилхон Равшанжон кизиm.zafarjonova@gmail.comМихеев Сергей Сергеевичs.mikheev@g.nsu.ru<p>Эмпирические исследования демонстрируют взаимосвязь между состоянием здоровья и трудовой занятостью населения, и этим объясняется важность интеграции этих направлений в социальной политике. Цель настоящей статьи – выявить успешные международные практики по интеграции вопросов здоровья в политику занятости, а также сформулировать рекомендации по их адаптации в российский контекст.</p> <p>На базе материалов научных исследований, нормативных актов и отчетной документации были изучены европейские подходы к реализации программ занятости с учетом состояния здоровья населения – как универсальные программы, так и программы, ориентированные на пожилых граждан. Результаты анализа выявили устойчивый тренд на межсекторальную интеграцию: программы трудоустройства реализуются в партнерстве с медицинскими учреждениями, страховыми фондами и бизнесом. Также отмечаются тенденции к децентрализации полномочий с передачей их на региональный уровень и индивидуализации поддержки. Программы, направленные на поддержку пожилого населения, сосредоточены на продлении трудовой активности пожилых граждан за счет адаптации рабочих мест, обучения и медико-социального сопровождения.</p> <p>В качестве основного результата исследования были сформулированы прикладные меры по интеграции политики занятости и охраны здоровья. Предложенные меры могут лечь в основу пилотных программ в российских регионах.</p>2025-12-05T00:00:00+03:00Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»