ВНЕДРЕНИЕ И ОЦЕНКА ПРОАКТИВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Аннотация
Указ Президента Российской Федерации предусматривает перевод 100 массовых социально значимых услуг в «проактивный режим» к 2030 г. Предполагается, что соответствующие изменения приведут к значительному рывку в воспринимаемом качестве государственных услуг и в оптимизации процессов их оказания. Целью данной работы является разработка методологического подхода к внедрению и оценке проактивных государственных услуг. Предложенный подход позволяет квалифицировать аспект проактивности, которая ранее не имела четких критериев оценки; обозначать целевое состояние оказания госуслуг в проактивном режиме в условиях технологических и правовых ограничений; систематизировать проблемы внедрения проактивного режима. В работе решаются задачи теоретического обоснования современного понимания проактивности госуслуг, типологии госуслуг по уровням проактивности в интересах практического применения, разработки критериев оценки состояния проактивности госуслуг и соответствующего методического инструментария в целях системного внедрения проактивности в сферу государственных услуг. Для решения задач в исследовании применен комплекс методов: формально-правовой метод, анализ литературы и нормативных документов, метод углубленных экспертных интервью, метод количественных оценок. Значимость и новизна работы определяются разработкой универсального подхода к оценке проактивности государственных услуг, применимого для последовательного и системного внедрения проактивных госуслуг на практике, с одновременным выявлением и решением проблем цифровизации и проактивности в различных отраслях государственного управления.
Скачивания
Литература
Bhuiyan, S.H. (2011) 'Modernizing Bangladesh public administration through e-governance: Benefits and challenges', Government Information Quarterly, 28(1), pp. 54–65. DOI:10.1016/j.giq.2010.04.006
Castro, C., and Lopes, C. (2022) 'Digital government and sustainable development', Journal of the Knowledge Economy, 13(2), pp. 880–903. DOI:10.1007/s13132-021-00749-2
Erlenheim, R., Draheim, D., and Taveter, K. (2020) 'Identifying design principles for proactive services through systematically understanding the reactivity-proactivity spectrum', Proceedings of the 13th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance (ICEGOV '20). ACM Press, New York.
Isin, E., and Ruppert, E. (2020) Being digital citizens. Lanham, MD, USA: Rowman & Littlefield.
Juell-Skielse, G., Lindgren, I., and Akesson, M. (2022) Service automation in the public sector – concepts, empirical examples and challenges. Berlin, Germany: Springer.
Gaie, C., and Mehta, M. (2024) 'Digital Transformation of Public Services: Introduction, Current Trends and Future Directions', in: Transforming public services – Combining data and algorithms to fulfill citizens' expectations. C. Gaie and M. Mehta (Eds). Cham: Springer, pp.1–28.
Lindgren, I., and Jansson, G. (2013) 'Electronic services in the public sector: A conceptual framework', Government Information Quarterly, 30(2).
Lindgren, I., Madsen, C.Ø., Hofmann, S., and Melin, U. (2019) 'Close encounters of the digital kind: A research agenda for the digitalization of public services', Government Information Quarterly, 36(3).
Lindgren, I., Melin, U., and Sæbø, Ø. (2021) 'What is e-government? Introducing a work system framework for understanding e-government', Communications of the Association for Information Systems, (48).
Madsen, C.Ø., Hofmann, S., and Pieterson, W. (2019) 'Channel choice complications: exploring the multiplex nature of citizen’s channel of choices', Electronic Government. Proceedings of the 18th IFIP WG 8.5 International Conference. EGOV 2019, 11685 LNCS, pp. 139–151.
Mironova, T.K., Arzumanova, L.L., Peshkova (Belogortseva), Kh.V., Rozhdestvenskaya, T.E., Bondareva, E.S., Gusev, A.Yu., Luminarskaya, S.V., Menkenov, A.V., Rotko, S.V., Sapozhnikova, N.I., Chernus, N.Yu., Elaev, A.A., Zagorskikh, S.A., Kotukhov, S.A., and Sokolov, R.A. (2021) Commentary on the Federal Law of December 28, 2013 No. 400-FZ "On Insurance Pensions" (article-by-article). SPS Konsul'tantPlyus.
Morte-Nadal, T., and Esteban-Navarro, M.Á. (2025) 'Recommendations for digital inclusion in the use of European digital public services', Humanities and Social Sciences Communications, (12), pp. 1–14. DOI:10.1057/s41599-025-04576-7
Pulyaevskaya, I.A., and Yakimova, E.M. (2021) ‘Proactive mode of providing public services: towards the abolition of the declarative procedure for providing public services’, Administrativnoye pravo i protsess, (4), pp. 58–61. (In Russian).
Roehl, U.B.U. (2022) 'Understanding automated decision-making in the public sector: a classification of automated administrative decision-making', in: Juell-Skielse G. (Ed) et al. Service automation in the public sector. Cham: Springer, pp. 35–63.
Talapina, E., and Kozyar (Dvinskikh), D. (2023) ‘Proactive public services: on the way to algorithmization’, Public Administration Issues, (2), pp. 7–32. (In Russian). DOI:10.17323/1999-5431-2023-0-2-7-32
Talapina, E.V., and Kozyar (Dvinskikh), D.Yu. (2024) ‘Criteria for assessing the quality and prospects for implementing proactive public services’, Public Administration Issues, (2), pp. 64–84. (In Russian). DOI:10.17323/1999-5431-2024-0-2-64-84
Yukhno, A. (2022) 'Digital transformation: Exploring big data governance in public administration', Public Organization Review, 24(1), pp. 1–15. DOI:10.1007/s11115-022-00694-x
Yuzhakov, V.N., Dobrolyubova, E.I., Mau, V.A., and Pokida, A.N. (2016) ‘Evaluation of public service delivery by Russians: results of 2011–2015 socio-logical surveys’, Public Administration Issues, (4), pp. 75–98. (In Russian). Available at: https://vgmu.hse.ru/article/view/25325 (accessed 07 May 2025).
Yuzhakov, V.N., Dobrolyubova, E.I., Tikhomirov, Yu.A., and Starostina, A.N. (2022) The quality of Russian public administration: problems and priorities. Moscow: Delo.
Yuzhakov, V.N., Pokida, A.N., Zybunovskaya, N.V., and Starostina, A.N. (2024) ‘Citizens’ assessment of the impact of digitalisation on the quality of public administration (based on sociological surveys of RANEPA 2022–2024)’, Public Administration Issues, (2), pp. 85–109. (In Russian). DOI:10.17323/1999-5431-2024-0-2-85-109
Copyright (c) 2025 Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.