Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации

  • Сергей Калашников доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1.
  • Владимир Татаринцев кандидат экономических наук, заместитель директора Департамента экономической политики Минобрнауки России, Москва, 125009, ул. Тверская, д. 11, стр. 4.
  • Любовь Храпылина доктор экономических наук, профессор, директор научно-образовательного центра социального развития, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, академик РАЕН, президент Национальной ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82, стр. 1
Ключевые слова: государственная социальная помощь, социальный контракт, получатель социальной помощи, программа социальной адаптации, технология социального контракта, малоимущие граждане, показатели эффективности, трудная жизненная ситуация

Аннотация

В статье представлены результаты изучения опыта использования социального контракта в субъектах Российской Федерации. Проведен анализ динамики годовых статистических данных Минтруда России о предоставлении малоимущим гражданам помощи по социальному контракту федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013–2015 гг. (в том числе некоторые показатели за 2016 г.). Рассматривались вопросы, связанные с охватом предоставления такого вида помощи, размером выплат, периодичностью предоставления помощи, зависимостью этих показателей от местности проживания получателей помощи. Анализировались показатели оценки эффективности применения социального контракта в рамках реализации региональных мероприятий, предусмотренных программами социальной адаптации. Были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники социальных служб и получатели социальной помощи в форме такого контракта. Исследование осуществлялось с охватом 85 регионов на основе метода сравнения при изучении региональных различий и сходств. Предложена методика оценки эффективности социального контракта на основе формульных расчетов, включающих ряд индексов (индексы для вычисления сумм выплат социальных контрактов в регионах: индекс экономической нуждаемости семьи; индекс социальной нуждаемости семьи; индекс рисков семьи) и коэффи-циент районирования, который учитывает экономический потенциал местности внутри субъектов Федерации. Для выявления реальной эффективности соцконтракта на уровне конкретной семьи в контексте выхода из бедности предложено проводить «пост-оценку ситуации семьи/гражданина» спустя 1,5–2 года после завершения контракта. Практическое значение сформулированных выводов выражается в возможности снижения барьеров в получении такой помощи и предложениях по формированию автоматизированного учета заключенных социальных контрактов малоимущими гражданами, которые могут быть использованы региональными органами государственной власти Российской Федерации в качестве рекомендаций.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2017-09-20
Как цитировать
КалашниковС., ТатаринцевВ., & ХрапылинаЛ. (2017). Сравнительный анализ применения социальных контрактов в субъектах Российской Федерации. Вопросы государственного и муниципального управления, (3), 92-111. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2017-0-3-92-111
Выпуск
Раздел
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ