Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации

  • Мстислав Афанасьев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
  • Наталия Шаш Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Доктор экономических наук, профессор кафедры финансов устойчивого развития Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36.
Ключевые слова: бюджетирование, бюджетный процесс, сектор государственного управления, программное бюджетирование, государственная программа, бюджетные реформы, ориентированное на результат, программно-целевое управление

Аннотация

В статье рассмотрены направления и основные результаты бюджетных реформ, проведенных в рамках начатой в 2004 г. административной реформы Российской Федерации, одной из целей которой было сделать деятельность государственного сектора эффективнее, прозрачнее, в том числе при формировании и исполнении государственного бюджета. В течение этих десяти лет были осуществлены важные шаги, направленные на усовершенствование бюджетного процесса, налогового планирования, межбюджетных отношений. В последние 15–0 лет подобные реформы были проведены в большинстве развитых стран мира. Эти реформы включают переход на бюджетирование, ориентированное на результат, которое предполагает увязывание информации о результатах деятельности с распределением ограниченных бюджетных ресурсов и достигается посредством применения программно-целевого распределения расходов, а также проведения постоянного мониторинга их эффективности и использования этой информации для оценки деятельности государственного сектора.

Авторы проводят сравнение традиционной (затратной) модели бюджетирования и модели управления по результатам (БОР –бюджетирование, ориентированное на результат) и делают вывод, что переход на БОР в корне изменил не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами, поскольку это потребовало использования программно-целевых методов бюджетирования и формирования бюджета в программном формате.

Программно-целевое бюджетирование позволяет объединить все способы достижения целей государственной политики. В связи с этим его можно рассматривать как один из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности государственного сектора.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2014-06-15
Как цитировать
АфанасьевМ., & ШашН. (2014). Российские бюджетные реформы: от программ социально-экономического развития до государственных программ Российской Федерации. Вопросы государственного и муниципального управления, (2), 48-64. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2014-0-2-48-64
Выпуск
Раздел
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА