|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2008. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
4–16
|
Представления об управлении как комплексном явлении давали «приют» и правовой составляющей. Но какой? Скорее в качестве охранительного элемента, призванного предотвращать и устранять «отклонения» от норм, т.е. нарушения законности. При всей значимости такой функции права она не исчерпывает всех граней права как явления, как универсального регулятора общественных отношений. |
|
17–27
|
Фактически деятельность российских властей сегодня представляет собой набор действий отдельных субъектов – органов власти, имеющих общие цели (слишком общие, не прикладные, скорее выходящие на уровень «принципов»), но по-разному представляющих пути их достижения. Такое отсутствие координации действий приводит не только к распылению ресурсов, но и к невозможности решения сложных задач в принципе. |
|
28–37
|
В настоящее время большое внимание уделяется программно-целевому управлению российским здравоохранением, под которым понимается разработка целевых программ и выделение финансов для их реализации. Основной программой, нацеленной на обеспечение доступности и качества медицинской помощи, на сегодняшний день является Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (далее – Программа), реализация которой началась с конца 90-х годов во всех субъектах Российской Федерации. Трудно переоценить значимость данной Программы как важнейшего и единственного механизма государственного регулирования здравоохранения, обеспечивающего соблюдение равных конституционных прав граждан на медицинскую помощь за счет государственных источников финансирования. |
|
38–51
|
Достижения Индии в сфере информационных технологий достаточно хорошо известны. Если в 1990/91 фин. г. валовая стоимость программного обеспечения (ПО) и сопутствующих услуг (СУ) составила 50 млн. амер. долл., то уже в 2003/04 фин. г. почти 15 млрд. долл., а в 2005/06 фин. г. валовая стоимость превысила 30 млрд. долл. Был выбран экспорториентированный путь, и экспорт программного обеспечения составил 480 млн. долл. в 1995 г.2, 4,2 млрд. долл. в 2002 г.3, 12, 4 – в 2003/04 фин. г., 17,7 – в 2004/05 фин. г., 23,4 – в 2005/06 фин. г.4 и 31,3 млрд. долл. в 2006/07 фин. г5. По этому показателю Индия занимает второе место в мире после США. |
|
52–66
|
Фокус социологической науки в исследовании российского местного самоуправления находится в пределах различных аспектов трактовки самого понятия «местное самоуправление». Чаще всего это социальный, функциональный и институциональный аспекты. В институциональном аспекте внимание фокусируется на местном самоуправлении как социальном институте, в рамках которого население непосредственно или через создаваемые им органы участвует в решении вопросов местного значения. Речь идет об исторически сложившейся форме организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающей выполнение жизненно важных для общества функций и включающей совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, добровольных объединений граждан формального и неформального характера. |
КРУГЛЫЕ СТОЛЫ
|
86–123
|
Круглый стол, организованный Государственным университетом — Высшей школой экономики состоялся 06.02.2008. В обсуждении проблем, связанных с государственными и муниципальными закупками приняли участие представители органов государственной власти, силовых структур, ученые и эксперты. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
124–142
|
Очевидно, что административно-правовое регулирование механизма реализации полномочий органов исполнительной власти – значимое направление административной реформы. Правовой механизм реализации полномочий органов исполнительной власти является важнейшей составляющей административной реформы, он основан в первую очередь на конституционных предписаниях, а также иных правовых актах и нормах, преимущественно административно-правового характера. Процедура служит выражением специфических юридических режимов применения права. В широком смысле процедурные механизмы характерны для нормативного регулирования вообще, и поэтому правовые процедуры рассматриваются как особый нормативно установленный порядок осуществления юридической деятельности. В специальной литературе управленческий и административный процессы нередко отождествляются, иногда выделяются собственно управленческие процедуры. Административная процедура представляет собой нормативно установленный порядок последовательного осуществления уполномоченными субъектами права согласованных действий по реализации их компетенций, законодательных и иных правовых актов. |
CASE-STUDY
|
143–164
|
Статья посвящена проблемам продвижения российских женщин в общественно-политическую жизнь страны, на все уровни принятия решений. Задача демократического развития российского общества не может осуществиться без широкой социальной поддержки всего населения: гражданской солидарности и гражданских инициатив всех членов общества, мужчин и женщин. Сравнительный анализ представительства женщин в парламентах и правительствах за рубежом и в России показывает, что в этом вопросе мы значительно отстаем от многих стран мира. В настоящее время вопросам представительства женщин на всех уровнях власти отечественными и западными политологами уделяется значительное внимание, поскольку решение проблем прав человека, согласования интересов различных социальных групп, формирования адекватной запросам общества социальной политики является необходимым условием стабильности политического строя и разви-тия демократических институтов общества. Авторы приводят целый ряд причин, общих для большинства стран, в силу которых задача продвижения женщин на все уровни власти является столь актуальной для настоящего времени. Главными из них являются сле-дующие причины: продвижение женщин во власть является необходимым условием демократического, гуманного и устойчивого развития общества, поскольку реальное равноправие мужчин и женщин изменяет приоритеты го-сударственной политики, в центре внимания которой оказывается человек, условия жизни, здоровье, образование, то есть те социальные сферы, которые ориентированы на перспективу. Авторы показывают, что вопрос о включении женщин в органы законодательной и исполнительной власти в России имеет глубокие корни и отражает исторически сложившуюся, ориентированную на мужчин организацию управления страной, в которой не поощряется продвижение женщин. Такое положение дел наблюдалось в советский период, таким оно остается и сегодня. Продвижение женщин в систему управления всех уровней только в том случае станет успешным, если оно будет признано важнейшим направлением государственной политики. Одним из механизмов, который обеспечил бы паритетное включение мужчин и женщин в работу органов власти, является механизм квотирования, который в нашей стране оценивается неоднозначно. До сих пор мы никак не можем решить вопрос об адаптации механизма квотирования к современным условиям. В заключение предлагается ряд шагов на уровне государственной политики, которые можно предпринять уже сейчас для продвижения женщин в органы государственного управления всех уровней. |
|
166–183
|
Статья посвящена полимасштабному рассмотрению процессов поляризации сельского хозяйства и сельской местности. Новые рыночные условия привели к усилению территориального разделения труда и уходу сельского хозяйства туда, где есть ресурсы – на юг и в пригороды. Выход сельского хозяйства России из кризиса наблюдается в определенных ареалах, концентрирующихся в основном в более благоприятных природных условиях и в районах, сохранивших демографический потенциал и трудовые ресурсы. В статье рассмотрены также возможности решения аграрных проблем властными и прочими структурами в стране в целом, в рамках региона, периферийного административного района, сельского поселения. |
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
184–205
|
Проблема обеспечения функционирования государственного управления становится наиболее острой в период смены системы управления. От успехов или неудач в решении данной проблемы зависит, без преувеличения, само существование государства. Авторы статьи выделяют четыре сценария решения данной проблемы применительно к формированию государственного аппарата, ранжируя их по степени уменьшения консерватизма совершаемых действий. Существенную роль в формировании государственного аппарата Российской Федерации играет дополнительное профессиональное образование государственных гражданских служащих. |
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
|