|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2009. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–32
|
Принимая во внимание низкую прозрачность механизмов принятия решений в органах государственной власти и отсутствие во многих сферах механизмов саморегулирования, привлечение независимых экспертов или экспертных организаций к процессам оказания государственных услуг и исполнения государственных функций является одной из наиболее существенных форм участия общественности в выработке и /или реализации государственной политики, как на уровне установления общих принципов, так и на уровне принятия конкретных управленческих решений. В рамках работы был произведен анализ практики привлечения экспертов и экспертных организаций на основе изучения 250 административных регламентов исполнения государственных функций и их проектов. По результатам исследования были выделены модели взаимодействия между заявителями, государственными органами исполнительной власти и экспертными организациями (экспертами). В работе также предпринята попытка установить соответствие между характеристиками трансакции, лежащей в основе исполнения государственной функции, и моделью привлечения экспертов, предпочтительной для исполнения данной государственной функции. Публикация подготовлена на основании результатов работы, выполненной в рамках программы фундаментальных исследований Государственного университета – Высшая школа экономики 2008 г. |
|
33–47
|
Определение результативности управления является важным фактором деятельности любой социально-экономической системы, в том числе и муниципального образования. Однако разнообразные составляющие внутренней и внешней среды, влияющие на организацию, их подвижность не позволяют максимально точно определить эффективность управления. Одним из возможных направлений в этой деятельности является формирование управленческого мониторинга муниципального образования. Но при этом и мониторинг требует, в свою очередь, определения эффективности его проведения. В статье автором предлагаются подходы к определению эффективности управленческого мониторинга муниципального образования, разработаны критерии и показатели этой эффективности, предлагаются методы ее определения и направления работы по совершенствованию системы мониторинга. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
48–59
|
Как показывает практика реформирования государственной службы во всем мире, одной из основных тенденций в данном процессе является повышение требований к этичности служебного поведения государственных служащих. Указывая на многообразие принимаемых в странах Европы и Азии актов о принципах поведения государственных служащих, авторы отмечают, что все они вменяют в обязанность государственным служащим не только честно и профессионально исполнять свой служебный долг, но и не допускать действий, которые могут быть истолкованы как нарушения. Рассматривая в первой части статьи данные акты, авторы отмечают их некоторое несовершенство, однако и несомненную заслугу в том, что они выступают в качестве серьезного барьера на пути возможных злоупотреблений и оказывают сдерживающее влияние на развитие коррупции на государственной службе. Основное внимание в статье уделено анализу практики функционирования в Нидерландах Бюро обеспечения этики и добропорядочности в сфере государственного управления – BIOS, которое также учреждено в качестве структурного подразделения Министерства внутренних дел Королевства Нидерландов в 2006 г. для оказания помощи государственным органам в укреплении своих стратегий добропорядочности. Являясь инструментом реализации на практике законодательных норм об этике поведения государственных служащих, опыт Нидерландов представляет серьезный интерес. |
|
60–84
|
Ученые, специалисты по государственному управлению часто утверждают, что конкуренция в государственных учреждениях обеспечивает эффективный институциональный контроль над монопольной властью этих учреждений и, таким образом, ведет к улучшению их административной деятельности. Данная идея легла в основу создания Бюджетного комитета при Конгрессе США. Целью создания этого комитета было составить конкуренцию Административно-бюджетному управлению в предоставлении информации по бюджету. Мы делаем вызов установившемуся мнению и хотим показать в своей статье, что создание Комитета не способствовало ни улучшению качества анализа бюджетной политики, ни совершенствованию административной деятельности Управления. Результаты проведенных нами исследований наглядно демонстрируют, что качество бюджетного планирования Управления ухудшилось после создания Комитета. А также мы доказываем эмпирически, что они, пользуясь одной и той же государственной и частной информацией, создают проекты одинакового качества. Далее, в своем исследовании мы показываем, что, несмотря на желание политиков ввести конкуренцию в государственные учреждения, эта бюрократическая стратегия нисколько не улучшит работу чиновников. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
85–108
|
С помощью инструментария новой институциональной экономической теории очерчивается проблемное поле привлечения экспертов в связи с выполнением органами исполнительной власти своих функций. Предложена классификация экспертного знания по источникам и направлениям его использования. Рассмотрены характеристики различных участников трансакций, а также обозначены подходы к решению проблемы достоверности обязательств участников трансакций по поводу экспертного знания с учетом особенностей ключевых структурных альтернатив управления трансакциями. Сформулированы вопросы, которые должны быть сняты в рамках дальнейших исследований. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
МОНИТОРИНГ
|
123–150
|
В современной российской практике регламентация исполнения государственных функций и оказания государственных услуг неразрывно связана с административной реформой, в которой создание администра тивных регламентов занимало центральное место. По сути, административный регламент – это пошаговое, алгоритмическое описание оптимизированного процесса исполнения функции или оказания услуги, включающее критерии принятия решений и детальную характеристику конечного результата в виде стандарта исполнения. При описании административного процесса на каждом из его этапов указываются обязанности исполнителей, необходимые документы и платежи. Утвержденный административный регламент является нормативным правовым актом, который доступен клиентам государства и может быть ими использован для контроля и оспаривания неправомерных действий чиновников, прежде всего при несоблюдении ими установленных стандартов государственных услуг. |
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
151–156
|
В статье рассматривается процесс трансформации системы подготовки кадров государственного и муниципального управления в условиях административной реформы в России, делается вывод о целесообразности применения принципов административного менеджмента в корпоративном секторе, обосновы- вается возможность передачи некоторой части государственных функций на аутсорсинг. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
157–169
|
По материалам семинара ИПГМУ ГУ-ВШЭ «Организационное регулирование в органах исполнительной власти», состоявшегося 15 февраля 2009 г. в ГУ-ВШЭ) |
|
170–175
|
6 февраля 2009 г. Фонд «Центр стратегических разработок» совместно со Всемирным банком провели семинар, посвященный обсуждению существующих стимулов, ограничений и перспектив дальнейшей коррекции организации и исполнения контроля и надзора предпринимательской деятельности. В работе семинара приняли участие: председатель Комитета Государственной Думы РФ по собственности В.С. Плескачевский, директор департамента по вопросам административной реформы Центра стратегических разработок В.Н. Южаков, академический директор Центра экономических и финансовых исследований и разработок Е.В. Журавская, а также представители заинтересованных контрольно-надзорных органов, органов власти, объединений малого и среднего бизнеса, потребителей и работодателей, экспертных и учебных организаций. |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|
188–194
|
Рецензия на книгу, которая является результатом усилий большого коллектива авторов, состоящего в основном из сотрудников ГУ-ВШЭ, под руководством А.В.Оболонского и А.Г.Барабашева – профессоров ГУ-ВШЭ, по созданию учебного пособия, интегрирующего правовой, политологический, экономико-финансовый, исторический, сравнительно-страноведческий аспекты изучения государственной службы с тем, чтобы системно осветить вопросы, обычно изолированно изучаемые в целом ряде вузовских учебных курсов. |
|