|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2009. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–24
|
Статья посвящена проблемам оценки эффективности государственных решений в сфере управления земельными объектами. Исследование отечественной практики государственного управления обнаруживает ряд недостатков существующей процедуры разработки и принятия решений, которые ведут к одобрению не наиболее эффективных, а политически выгодных решений по управлению земельными объектами. Обоснование отдельных видов эффективности государственных решений по законодательству требуется лишь в редких случаях. Мировой опыт предлагает достаточно широкий набор методик оценки эффективности государственных решений, которые могут применяться в отечественной практике управления государственной собственностью. Разработка методики оценки эффективности государственных решений в сфере управления земельными объектами требует учета ряда особенностей, которые и предопределяют схему анализа и аналитические инструменты измерения эффективности решений в данной области. |
|
25–41
|
Автор рассматривает опыт внедрения управления по целям на основании контрольных показателей в сфере государственного управления в различных регионах РФ. Для оценки достигнутых результатов местных администраций в регионах в статье проведен анализ отчетности, сформированной с использованием контрольных показателей и взятой из публичных источников. Особое внимание автор уделил наиболее актуальным методологическим аспектам формирования системы показателей – это кластерная политика развития территорий и оценка конкурентоспособности региона. Он доказывает, что сбалансированная система контрольных показателей, интегрированная в стратегию развития региона, позволяет оперативно принимать управленческие решения в отношении секторов и мероприятий, на которых администрации региона необходимо сконцентрировать дополнительное внимание. В заключительной части своей работы автор предлагает рекомендации относительно возможных улучшений методики управления по целям. |
|
42–56
|
Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) как новая форма развития бизнеса привлекает внимание представителей научных кругов и широкой обществен- ности. Однако содержание этого понятия пока окончательно не утвердилось. В дан- ной статье рассматривается проблема формального определения ГЧП и его роли в современной экономике. В результате сравнительного анализа автором выявлены черты сходства и различия между партнерством и другими формами отношений государства и бизнеса, такими, например, как приватизация и государственные за- купки, и на этой основе даются ключевые характеристики процесса ГЧП. В статье рассмотрены причины и стимулы участия государства и частного сектора в со- вместных проектах; приведены доказательства вывода о главном отличии анализируемого понятия от концессии, заключающемся в уровне распределения рисков и получения платы за пользование объектом. Особое внимание уделяется вопросу специфики использования механизма ГЧП в инновационной сфере и сфере инфраструктуры. Научный результат исследования – совершенствование основных критериев ГЧП и классификация его инструментов, применимых в условиях современной России. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
57–80
|
Данная статья посвящена анализу государственной службы Великобритании, где реформы продвинулись дальше, нежели в какой-либо другой стране. В статье рассматриваются традиции британской бюрократической системы и этапы ее эволюции. Автор показывает, что, несмотря на приверженность традициям, современная британская гражданская служба – это открытая плюралистическая структура, ак- тивно развивающаяся, широко, но с учетом своей специфики заимствующая опыт обслуживания граждан в частном секторе и сделавшая удовлетворение потребителей своих услуг в широком смысле слова главным реальным приоритетом своей деятельности, а значительное и все возрастающее внимание к вопросам этики поведения должностных лиц – важным индикатором ориентации на доверие и уважение граждан. |
|
82–103
|
Анализ был основан на семи основных аспектах систем управления результативностью: форма закрепления критериев оценки, полномочия по установлению критериев оценки, полномочия по оценке результативности и принятию решения о назначении вознаграждения, методы оценки, форма подведения итогов оценки, последствия позитивной оценки и последствия негативной оценки. Несмотря на несомненные сходства систем управления результативностью в различных странах, большинство из них обладают уникальными особенностями, которые обеспечивают успешность или неэффективность управления результативностью служащих руководящего состава. В заключение был представлен ряд предложений о перспективах оценки и стимулирования служащих руководящего состава в России. Они включают три основных этапа внедрения инструментов управления результативностью. Первый этап предполагает установление ожидаемых результатов деятельности служащих руководящего состава. Второй этап предусматривает проведение эксперимента по премированию по результатам работы служащих руководящего состава некоторых пилотных министерств. Результаты данного эксперименты могут быть использованы для формирования нормативной и методологической базы дальнейшего внедрения данных инструментов в других министерствах, агентствах и службах (третий этап). |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
104–113
|
Одной из основных целей проводимой в Российской Федерации административной реформы является повышения качества и доступности государственных услуг путем формирования сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Действующее федеральное законодательство, концептуально закрепив необходимость создания и развития института МФЦ, оставило без правового регулирования круг вопросов, относящихся непосредственно к этому институту (вопросы организации деятельности МФЦ, требования к порядку создания и функционирования, включая вопросы взаимодействия МФЦ и органов власти, чьи услуги предоставляются на базе МФЦ). Практика создания МФЦ показывает, что каждый субъект РФ при организации МФЦ по-разному решает вопросы взаимодействия органов власти, участвующих в предоставлении государственных (муниципальных) услуг, с МФЦ. В статье рассматривается опыт организации МФЦ в субъектах РФ. Дается анализ организационных моделей участия органов власти в деятельности МФЦ, характеристика каждой модели с точки зрения оптимальности и наличия (отсутствия) проблем правового характера при взаимодействии органов власти с МФЦ, предлагаются правовые инструменты для их разрешения. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
133–143
|
Одним из ключевых направлений проведения административной реформы в Российской Федерации в 2008 г. стала реализация проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная роль в создании МФЦ отводилась органам власти субъектов Российской Федерации. Они должны были найти и оборудовать помещение, подобрать персонал, обеспечить все необходимые коммуникации и финансирование. В то же время необходимость предоставления как можно более широкого спектра государственных услуг потребовала привлечения в МФЦ федеральных органов исполнительной власти. В статье рассматривается опыт участия федеральных министерств, агентств и служб в создании МФЦ и предоставлении услуг на их базе. Анализируются ключевые вопросы и проблемы, возникавшие при организации взаимодействия (форма участия, разграничение финансирования, порядок взаимодействия специалистов, организация информирования), предлагаются рекомендации федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам по оптимальной организации предоставления услуг на базе МФЦ. |
CASE-STUDY
|
144–163
|
Во многих странах структура управления в органах государственной исполнительной власти не всегда обеспечивает оптимальное исполнение принимаемых решений. Одна из целей проводимой в России административной реформы – внедрение элементов корпоративного управления в структуру управления в органах исполнительной власти. Соответственно, встает вопрос, какие элементы присутствуют в структуре управления органов исполнительной власти на данный момент. Основная цель работы – выявить характеристики, описывающие такие структуры управления трансакциями, как иерархия, корпорация и сеть, и оценить распространенность данных характеристик в органах исполнительной власти России, чтобы выделить преобладающую структуру. Теоретическая часть статьи основывается на инструментарии теории трансакционных издержек, а эмпирический анализ построен на проведенных по заказу Лаборатории институционального анализа ГУ – ВШЭ формализованных интервью государственных служащих Минэкономразвития РФ. Проведенное исследование показало, что поведение большинства служащих горизонтальных служб Минэкономразвития демонстрирует наличие характеристик, соответствующих иерархической структуре управления, в то время как в вертикальных службах поведение служащих свидетельствует и о наличии элементов сетей и корпорации. Поведение государственных служащих на разных ступенях служебной лестницы демонстрирует характеристики, соответствующие различным структурам управления: на нижнем уровне преобладает корпорация, на среднем – иерархия, а на верхнем уровне – корпорация и сети. |
МОНИТОРИНГ
|
164–181
|
В статье рассматривается одно из направлений исследования – оценка государственными служащими, непосредственно участвующими в исполнении государственных функций или предоставлении государственных услуг, результатов внедрения и исполнения административных регламентов по широкому кругу вопросов, характеризующих применение в федеральных органах исполнительной власти административных регламентов по осуществляемым этими органами государственным функциям. В центре внимания авторов статьи – оценка государственными служащими результатов осуществляемой в рамках административной реформы регламентации исполнения федеральными органами исполнительной власти возложенных на них государственных функций и проблем внедрения административных регламентов; анализ их мнения о влиянии применения регламентов на процессы предоставления государственных услуг или исполнения государственных функций, о воздействии регламентации осуществляемых административных действий на эффективность работы как органа власти в целом, так и самих государственных служащих при исполнении ими административных регламентов; обобщение высказанных государственными служащими в процессе обсуждения предложений по совершенствованию исполняемых ими административных регламентов и нормативных правовых актов, регулирующих разработку и утверждение административных регламентов. |
|
182–189
|
Разработка и принятие качественного нормативно-правового и методического обеспечения – необходимое условие для успешного осуществления проектов по созданию многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ), а также развитию уже существующих МФЦ. С целью выявления лучшего опыта создания МФЦ в 2008 г. Минэкономразвития России организовало проведение мониторинга действующих 18 МФЦ в 16 субъектах РФ, для чего там были проведены выездные проверки. В ходе проверок были проведены опросы общественного мнения, наблюдения за работой МФЦ, проведено исследование на соответствие МФЦ требованиям стандарта комфортности. В статье обобщены итоги мониторинга, даны характеристики действующих МФЦ по основным параметрам, таким как перечень услуг, предоставляемых на базе МФЦ, основные участники, технические и организационные показатели МФЦ и т.д., отмечены преимущества и недостатки организации МФЦ субъектами РФ. Также статья содержит перечень основных проблем, с которыми столкнулись регионы при создании и обеспечении деятельности МФЦ, предложения по их преодолению. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
190–201
|
Экономика любого государства является хозяйственным комплексом, в рамках которого функционируют территориальные структуры – региональные экономические системы. Условием процветания государства является гармоничное развитие территорий. А это, в свою очередь, достигается путем выявления и эффективного использования ресурсов; расширения доступа к ресурсам развития (финансовым, технологическим, кадровым, природным); формирования новых инновационных отраслей экономики; модернизации традиционных отраслей на новой технологической основе; превращения высокого образовательного и культурного уровня населения в ведущий фактор экономического развития; повышения мотивации населения к производительному труду; усиления мотивации к внедрению новых технологий; расширения инновационной активности. Вместе с тем территория Российской Федерации достаточно обширна и характеризуется как неоднородностью распределения различных ресурсов, так и разным уровнем социально-экономического развития регионов. В этой связи актуальными становятся вопросы о необходимости вскрытия (обнаружения) наиболее эндемичных сфер развития регионов и определения механизма (основных направлений) достижения процветания территории. Только в этом случае будет создана сбалансированная модель пространственного развития государства |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|