|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2009. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–16
|
Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» стал законодательным оформлением поставленной Президентом России еще в 2004 г. задачи очищения российского законодательства от содержащихся в нем корней (предпосылок) коррупции. |
|
17–34
|
В статье рассматривается имеющийся международный опыт применения различных схем государственно-частного партнерства для решения актуальных задач космической деятельности в области космической навигации, дистанционного зондирования Земли, научных космических исследований. Описываются основные направления и ограничения применимости подобных моделей в интересах развития отечественной космической деятельности. Приводятся рекомендации по избежанию «институциональных ловушек», связанных с непосредственным участием государства в деятельности на рынках с потенциально высоким коммерческим потенциалом. |
|
35–46
|
В данной статье представлен обзор теоретической и эмпирической литературы, посвященной проблеме сговора в государственных закупках. Рассматриваются основные модели возникновения сговора; рыночные факторы, способствующие возникновению стимулов к сговору среди потенциальных поставщиков, участвующих в конкурсных процедурах государственных закупок; способы уменьшения стимулов к сговору путем составления плана закупок, выбора процедуры и метода раскрытия информации, соответствующих ситуации на рынке. Рассмотрены также основные методы работы с данными, подтверждающими или опровергающими как сам факт сговора, так и его тип. |
|
47–70
|
Определение путей выхода из современного мирового финансового кризиса напрямую связано с новым прочтением классических концепций теории государственных финансов. Научные идеи выдающегося немецкого ученого А. Вагнера (1835–1917) могут иметь приоритетное значение в этом процессе. Закон Вагнера и его концепция фискальной экономики могут стать важным инструментом познания современных финансовых и экономических процессов. В данной работе были проанализированы природа фискальной экономики и ее особенности. Составной частью концепции фискальной экономики А. Вагнера является его оригинальное понимание принципов налогов и условий налогообложения. В этой сфере А. Вагнер сделал существенный шаг вперед для своего времени, шаг, актуальный и для современности, – раскрыл не только фискальную, но и социальную функцию налогообложения. Важное место в понимании принципов построения эффективной системы налогообложения А. Вагнер отводил вопросу справедливости в налоговом распределении. Проанализированные авторами методологические и теоретические основы формулировки закона Вагнера позволили подойти к раскрытию причин и сущности данного закона. В работе помимо формулировки закона Вагнера рассматривается опыт его тестирования по первой и второй версии на достаточно крупных и разнообразных в страновом отношении массивах статистической информации, что открывает широкие возможности для дальнейшего научного исследования современных проблем государственных финансов. |
МОНИТОРИНГ
|
71–92
|
Эффективность деятельности государственных органов по исполнению возложенных на них государственных функций во многом определяется результатами разработки и внедрения административных регламентов исполнения государственных функций или предоставления государственных услуг. Оценка хода разработки и внедрения административных регламентов государственными служащими, непосредственно участвующими в исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, а также изучение их мнения об эффективности процесса регламентации стали предметом Мониторинга результатов внедрения административных регламентов, проведенного в 2008 г. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
93–113
|
Статья посвящена проблемам межбюджетных отношений муниципального уровня. Система межбюджетных отношений рассматривается на примере одного из самых благополучных муниципальных образований страны – Сургутского района ХМАО. Проведенный там анализ ситуации свидетельствует о необоснованном сокращении налогов, отчисляемых в местные бюджеты. В статье утверждается, что бюджетное регулирование, согласно которому часть средств возвращается на муниципальный уровень в качестве субсидий, субвенций и финансирования целевых программ, является, по существу, механизмом экономического давления государственных структур на местное самоуправление, что противоречит Конституции Российской Федерации и имеет негативные, как социальные, так и экономические, последствия. В статье содержатся предложения и рекомендации по совершенствованию межбюджетных отношений на муниципальном уровне. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
114–125
|
В статье анализируются конституционно-правовые аспекты содержания права частной собственности на земельные участки. Выводится круг субъектов права частной собственности на земельные участки – граждане и их объединения. Из анализа практики Конституционного Суда России следует, что из понятия «граждане» не исключаются иностранцы и апатриды. Авторы приходят к выводу, что в контексте статьи 36 Конституции РФ под объектом права частной собственности следует понимать земельный участок, а не землю. |
|
126–142
|
С учетом преобразований последний лет в статье исследуются актуальные вопросы участия государства в акционерном капитале. В первую очередь рассматриваются экономико-правовые формы и механизм управления государственными пакетами акций, а также акционерными обществами с государственным участием в целом. Особое внимание уделяется правовому статусу акционерных обществ с косвенным государственным участием, получающим все большее распространение в связи с очередной волной концентрации капитала (создание новых государственных корпораций и вертикально-интегрированных холдинговых компаний). Помимо этого анализируются особенности управления акционерными обществами со стопроцентным государственным участием. |
|
143–154
|
В статье рассматриваются правовые механизмы участия органов местного самоуправления в управлении системой высшего профессионального образования. На основе анализа федерального и регионального законодательства проводится классификация полномочий органов местного самоуправления, позволяющих им влиять на развитие высших учебных заведений. Особое внимание уделяется изучению практики организации за счет средств местных бюджетов и осуществления дополнительных мер поддержки системы высшей школы. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
155–166
|
Статья посвящена участию граждан в управлении делами государства и осуществлении местного самоуправления. В работе рассматриваются цели участия граждан в государственном управлении, модели, формы и проблемы организации этого участия, анализируется канадский опыт участия граждан в государственном управлении. В фокусе внимания автора – возможность перехода России от информирования населения и общественных консультаций к активному участию граждан в государственном управлении и диалогу между властью и населением. |
|
167–177
|
Реформа государственной службы в Республике Корея продолжается с февраля 1998 г. Данная статья является итогом проведенного автором исследования процессов реформирования системы государственной службы в Республике Корея и анализа юридических актов, представляющих наибольший интерес для их понимания. Автор приходит к выводу о том, что в целом принятые в Республике Корея меры по реформированию системы государственного управления направлены на повышение ее эффективности при одновременном сокращении государственных расходов на ее содержание. |
|
178–188
|
В статье анализируются некоторые новые формы государственно-частного партнерства, получившие развитие в сфере инфраструктуры Японии в последние годы. Особое внимание уделено системе уполномоченных управляющих, одной из самых востребованных форм ГЧП. Привлечение частного сектора в сферу управления государственной собственностью рассматривается как важный инструмент повышения уровня услуг, оказываемых населению, снижения издержек и оживления хозяйственной конъюнктуры. Спектр областей, в которых применяется система уполномоченных управляющих, достаточно широк и охватывает сферы строительства муниципального жилья, управления различными государственными объектами – спортивного и культурного назначения, библиотеками и музеями, парками, автостоянками и т.д. Приводятся примеры наиболее удачного функционирования новых форм ГЧП, анализируются проблемы, возникающие в связи с их использованием. Делается вывод о том, что использование системы контрактного управления частным бизнесом государственных объектов социальной инфраструктуры в Японии в ближайшем будущем не только продолжится, но и получит новые, более широкие масштабы. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
189–203
|
В настоящее время наблюдается несоответствие качества человеческих ресурсов темпам и задачам социально-экономического развития региона, что проявляется в низкой производительности труда, структурном дефиците кадров для реального сектора экономики, недостаточных темпах роста профессионализма работающей молодежи [1, 2]. Это обусловило необходимость создания в сфере подготовки кадров таких механизмов, которые обеспечивали бы формирование человеческого капитала для экономики Пермского края. |
|