|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2011. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–16
|
Статья посвящена происходящему в последние десятилетия в мире поиску новой модели взаимоотношений государства и гражданина. Рассматриваются причины общего падения авторитета традиционных бюрократических структур, в частности, их недостаточная способность адекватно реагировать на новые социальные и технологические вызовы. Вв этой связи рассматриваются серьезные перемены, происходящие в национальных системах государственной службы. Особое внимание уделено российской специфике в данном контексте. |
|
17–26
|
Одной из проблем, снижающих эффективность бюджетного процесса в городе Москве, является несовершенство существующей схемы территориального управления. Вв условиях жесткой централизации системы управления не до конца используется кадровый и ресурсный потенциал органов местного самоуправления. настоящей статье дан сравнительный анализ полномочий управ районов и муниципалитетов города Москвы, их бюджетной, ресурсной обеспеченности. Сформулированы предложения по совершенствованию системы управления на уровне районов города Москвы как фактора повышения эффективности бюджетного процесса. |
|
27–36
|
В статье представлены основные методические рекомендации и подходы, которые можно использовать в процессе формирования и реализации региональной экологической политики, программы по обеспечению экологической безопасности, а также схему механизма обеспечения экологической безопасности, направления государственной поддержки процессов экологизации социально-экономического развития, эколого-экономические показатели оценки экологической безопасности на региональном уровне и индикаторы оценки эффектов от реализации экологической программы. |
|
37–52
|
Материал посвящен анализу феномена местного самоуправления с точки зрения новой институциональной теории. Вв частности, в работе предпринят анализ институциональных издержек, которые несут местные администрации малых городов и районов в процессе исполнения своих функций. значительной мере это издержки непроизводительные, ухудшающие качество муниципального управления. Ввведено понятие непроизводительных институциональных издержек и предложена их классификация по генезису. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
53–80
|
Перевод на русский язык аналитического обзора Мартти Луянена, одного из ведущих европейских экспертов в сфере жилищной политики, появился очень своевременно. Именно сейчас в России идет широкая дискуссия о том, как обеспечить финансирование капитального ремонта и повышение энергоэффективности многоквартирных домов, квартиры в которых большей частью находятся в частной собственности. В работе систематизированы ключевые вопросы, влияющие на систему содержания и ремонта многоквартирных домов: - правовое регулирование, необходимое для своевременного принятия важнейших решений, связанных с управлением многоквартирным домом;
- полномочия органа, отвечающего за повседневное управление, обеспечение прозрачности деятельности этого органа;
- – обеспечение возможности получения кредита объединением собственников квартир;
- процедуры взыскания долгов по обязательным платежам собственников помещений в многоквартирном доме.
|
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
81–97
|
В сравнении с формализованным судебным разбирательством досудебное внесудебное) обжалование решений и действий (бездействий) органов исполнительной власти существенно ускоряет и упрощает процедуры разрешения конфликтов между органами публичного управления и частными лицами. Значительное расширение способов урегулирования административных конфликтов, альтернативных судебному разбирательству, предполагающих применение более простых и гибких процедур и позволяющих добиться довольно быстрого и менее дорогостоящего урегулирования, остается наиболее актуальной и перспективной задачей нынешнего этапа административной и судебной реформ. Вв настоящей статье раскрываются особенности и недостатки текущего регулирования института досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействий) органов публичного управления. |
|
97–114
|
В соответствии с общим правилом, установленным законодательством о государственном контроле и антимонопольным законодательством, осуществление контрольно-надзорных полномочий государственными и муниципальными учреждениями недопустимо. Однако, несмотря на установленный запрет, федеральное законодательство и законы субъектов РФ предусматривают возможность осуществления отдельных видов контроля (надзора) этими учреждениями. в ряде случаев они наделяются контрольными полномочиями разного уровня ведомственными актами. Исследование выявило 6 видов контроля, осуществляемого федеральными учреждениями, 5 видов контроля (надзора), реализуемого учреждениями субъектов РФ, и 4 вида контроля, осуществляемого муниципальными учреждениями. Встатье рассматриваются минусы осуществления контроля государственными и муниципальными учреждениями, а также анализируются различные варианты решения указанной проблемы. |
МОНИТОРИНГ
|
115–132
|
Комплексный мониторинг правоприменительной практики Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗз «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗз № 294 от 26.12.2008) был проведен в октябре–ноябре 2010 г. Центром стратегических разработок в рамках государственного контракта с Управлением делами Президента Российской Федерации совместно с Центром экономического и финансового консалтинга и Социологическим центром Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации*. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
133–156
|
В данной статье государственные закупки рассматриваются как инструмент косвенной поддержки предприятий со стороны государства. Вв этом контексте в статье поставлены следующие вопросы: какое место занимают госзакупки в системе взаимоотношений бизнеса и власти? можно ли их считать частью «системы обменов» между предприятиями и государством? в какой мере госзакупки сочетаются с формами прямой поддержки предприятий? Для ответа на поставленные вопросы были использованы данные опроса предприятий, проведенного ИАПР ВвШЭ в 2009 г. Проведенный анализ дает основания полагать, что повышение уровня экономического развития региона связано с сокращением прямой поддержки предприятий при одновременном расширении косвенной поддержки через систему госзакупок. |
|
157–166
|
Настоящая статья посвящена изучению идеологических оснований административной реформы в Пермском крае. В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на ход реализации реформы в крае, определяются правовая база и этапы реформирования системы государственного управления на региональном уровне. Авторы приходят к выводу, что преобразования в системе государственного управления в Пермском крае имеют достаточно прочный идеологический фундамент и в целом соответствуют основным принципам нового государственного менеджмента. |
|
167–178
|
В статье анализируется практика реализации концепции социального аутсорсинга и эффективности на территории Фурмановского муниципального района. Приводятся примеры повышения эффективности системы управления социальной сферой посредством передачи части непрофильных полномочий внешним исполнителям. |
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
179–200
|
В статье рассматриваются мотивационные стратегии, применяемые в современных организациях. Анализируются тенденции изменения мотивации в условиях рыночной экономики. Приводятся новые формы стимулирования, основанные на использовании экономических и социальных факторов. Подчеркивается необходимость заново формировать механизмы мотивации и стимулирования, ориентируясь на западный опыт, одновременно формируя экономическую, социальную и правовую основы внутри российских организаций. |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|
207–212
|
Аналитический доклад «Состояние системы государственного контроля в Российской Федерации» продолжает серию, посвященную критической оценке результатов реформирования системы государственного управления и административных процедур в России. Главный предмет доклада – влияние вступившего в конце 2008 г. Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на положение малого и среднего бизнеса в России. |
|
213–216
|
В настоящий период выходит все больше публикаций, посвященных воздействию права на экономику. Их авторы затрагивают различные аспекты данного процесса. Автор рецензируемой книги рассматривает то, какое влияние на экономику оказывает публичное право, объединившее такие отрасли, как конституционное, административное, финансовое и информационное право, призванное отражать и активно реализовывать публичные интересы. Воздействие публичного права на экономику предполагает довольно строгие императивные методы регулирования, использование потенциала государственных органов. Оптимальные методы воздействия права на экономику в конкретной исторической ситуации найти непросто. Это противоречивый и динамичный процесс, в котором задействовано множество субъектов, как государственных, так и частных. Вопрос в том, как именно этот экономический массив может и должен быть урегулирован правом. |
|