|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2011. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–15
|
Настоящая статья посвящена важному вопросу повышения результативности деятельности государственных гражданских служащих, а в конечном итоге повышению эффективности и всей государственной службы в целом. На примере территориальных органов ряда федеральных органов исполнительной власти показана возможность на практике осуществить ранее недостижимую задачу оплаты труда гражданских служащих государственных органов в зависимости от установленных для них показателей результативности и эффективности профессиональной деятельности. Несмотря на то что в основе данной практики материального стимулирования работников лежит выделение на эти цели дополнительных бюджетных средств, те организационные и методические подходы к решению задачи построения системы премирования гражданских служащих за результаты работы, предложенные Правительством Российской Федерации в порядке эксперимента для отдельных федеральных органов исполнительной власти и про-анализированные в настоящей работе, вполне показательны и могут быть применены другими органами, как выполняющими функции по оказанию государственных услуг, так и влияющими на рост дополнительных доходов в бюджет и валового продукта в целом в нашей стране. |
|
16–27
|
В работе предпринята попытка обозначить связь между моделями государственной службы и наиболее эффективными методами стимулирования работы государственных служащих. Использование основных элементов институциональной теории позволяет сделать вывод о том, что развитие отечественной государственной гражданской службы по моделям NPM практически не учитывает не только позитивные экстерналии формирования неформальных отношений, но и оставляет вне поля зрения ихисторическую и социокультурную роль в рамках страны. |
|
28–42
|
В статье предпринимается попытка оценить роль статистических показателей, характеризующих состояние здоровья населения в государственном управлении сферой здравоохранения в современной России. Анализируются текущие проблемы в сборе статистических данных, позволяющие говорить о том, что медицинская статистика не отражает реального положения дел в здравоохранении и состояние здоровья нации. С учетом этого предлагается рассматривать медицинскую статистику, с одной стороны, как инструмент в борьбе за распределение ресурсов, с другой – как форму подтверждения правильности принятых решений о выделении ресурсов. |
|
43–49
|
В статье обосновывается необходимость применения дифференцированного подхода к планированию развития сельских территорий. Особое внимание уделяется критериям группировки сельских территорий. в качестве ключевого критерия выступает близость к городу (центру), что во многом детерминирует социально-экономическое развитие села. Предлагается авторский подход к методике дифференциации внутрирегионального пространства сельской периферии. Особенность подхода состоит в том, что в качестве центров регионального развития используются все города региональной системы. |
|
50–62
|
В статье рассматриваются проблема неравенства субъектов Российской Федерации и современная система межбюджетных отношений. Использование уровня минимальной бюджетной обеспеченности в качестве основного показателя в методике расчета межбюджетных трансфертов не всегда является эффективным, так как реальные отличия регионов следует рассматривать с учетом социально-экономических показателей уровня доходов и жизни населения. Кроме того, проблема высокой дотационности должна решаться нетолько на федеральном уровне. выявление ее причин показало, что нужно проводить активную политику и региональным властям. в статье содержатся предложения для федеральных и региональных властей, направленные на решение описанных проблем, и рекомендации по усовершенствованию системы межбюджетных отношений в России. |
|
63–71
|
В статье анализируются задачи и проблемы формирования доходов местных бюджетов на современном этапе развития местного самоуправления. Автор раскрывает несовершенства законодательной базы процесса формирования доходов, несоответствие ряда положений принятых законов реальным требованиям развития местного самоуправления, вносит предложения по корректировке бюджетного законодательства. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
72–91
|
В государственном секторе правления в Северной Америке и в некоторых странах Европы все чаще стала применяться система управления по результатам, включающая постановку цели, подготовку кадров, оценку служащих по их способности достигать поставленные цели. Перед авторами данной статьи стояли три основные задачи. Во-первых, выбрать из всей массы литературы по вопросу об определении цели для каждого отдельного служащего ту, которая больше всего подошла бы для государственного сектора. Во-вторых, рассмотреть, какое значение придается постановке цели и управлению порезультатам в США и Италии. В-третьих, проанализировать методы подготовки специалистов, основанные на теории и эмпирическом опыте. В1993 г. Законом «О результатах деятельности правительства» всем федеральным органам власти было предписано определять цели, ставить задачи своей деятельности, которая будет оцениваться по мере достижения этих целей и решения задач. Более того, в Законе говорится, что о выполнении задач органы власти должны ежегодно отчитываться перед Конгрессом. в 2001 г., на заседании руководства Гарвардского университета рассматривался вопрос о системе управления по результатам в государственном секторе. Было стратегических приоритетных реализуемых целей, основанных на фактах и новейшей производственной информации. Система управления по результатам нашла широкое распространение и в европейских странах (Кеlman 2006; Sundstrom 2006). в Италии законом D.Lgs № 165/0 1 задача государственного управления была изменена с целью повышения производительности труда и эффективности работы ведомственных учреждений до уровня европейских стандартов. настоящее время работа государственных служащих оценивается в зависимости от выполнения поставленных перед ними конкретных высоких целей и задач. Такая практика в Северной Америке и Европе имеет и теоретическое обоснование. Теорию постановки целей (Locke and Latham 1990a, 2002; Latham and Locke 2008) можно применять как в государственном, так и в частном секторе. Однако определить и просчитать конкретные цели, работоспособность служащих в частном секторе легче, чем в государственном (Chun and Rainey 2005a,b). в Италии, например, внедрение такой практики осложняется из-за существующих традиций. Прежде итальянских государственных служащих оценивали по числу выполненных ими задач (Borgogni and Petitta 2003; Fertonani 2000). Цели данной статьи: обобщить результаты эмпирических исследований, которые способствовали развитию теории постановки целей; обсудить необходимость контекста для постановки целей и управления по результатам в США и Италии; проанализировать практику подготовки специалистов, в основе которой лежат теория и эмпирические свидетельства вероятности достижения служащими поставленных перед ними целей. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
92–105
|
Статья посвящена активизации человеческого потенциала в правовой сфере. Автором определены природа поведенческого механизма и типы поведенческих реакций, показано влияние правосознания и правовых норм на многообразие социальных ролей, обосновываются предложения по использованию поведенческих формул в процессе правотворчества иправоприменения. |
|
106–115
|
В статье рассматриваются нормативные возможности совершенствования существующих форм непосредственного осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления в целях создания максимально удобного механизма для реализации предоставленных ему прав, в контексте обеспечения перехода на качественно иную ступень в организации муниципального управления и построения на муниципальном уровне новой управленческой ИТ-культуры. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
116–129
|
Здоровье населения во многом зависит от образа жизни людей и распространенности вредных привычек. Однако в России отношение населения к собственному здоровью традиционно менее ответственное, чем в развитых странах. Особое беспокойство вызывает рост распространенности вредных привычек среди молодежи. в статье анализируется поведение молодых людей в отношении таких факторов риска, как курение, злоупотребление алкоголем, неправильное питание и низкая физическая активность. Дается объяснение факторам, влияющим на выбор молодыми людьми образа жизни. Обсуждаются возможности и ограничения государственной политики по формированию здорового образа жизни у молодежи. |
|
130–143
|
В статье освещена роль обратной связи при проведении мониторинга официальных сайтов государственных органов власти. Представлен анализ данных, собранных в ходе ежегодных мониторингов сайтов федеральных органов исполнительной власти, высших региональных органов исполнительной власти, а также федеральных судов общей юрисдикции. Приведены данные, отражающие степень активности и результативности взаимодействия представителей госорганов и экспертов, проводящих мониторинг (некоммерческое партнерство Институт развития свободы информации, Санкт-Петербург). Авторы рассматривают такие показатели, как количество комментариев, оставленных представителями госорганов в ходе взаимодействия, значение коэффициента информационной доступности до и после взаимодействия и пр. Предлагаются пути повышения интенсивности взаимодействия с представителями госорганов по итогам мониторинга. |
|
144–153
|
Статья основана на результатах исследования стратегических документов малых городов Крайнего Севера РФ, проведенного авторами базового и углубленного качественного анализа стратегий трех северных городов. в статье делается вывод, что критическими элементами эффективности реализации стратегий развития муниципальных образований являются активность органов местной власти, соответствие ресурсов поставленным задачам, последовательность в реализации стратегических направлений. |
|
154–161
|
В статье рассмотрена применимость кластерного подхода к моделированию работы муниципального образования уровня района. выделены кластеры и индикаторы кластеров муниципального образования, а также основные направления анализа функционирования кластеров. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
162–167
|
Основы правового статуса, а также полномочия организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности определяются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Ключевая роль в процессе функционирования коммерческой инфраструктуры оптового рынка электроэнергии и мощности отведена Законом об электроэнергетике совету рынка. Совет рынка представляет собой особую разновидность саморегулируемой организации, наделенную наряду с частноправовыми также и публичными полномочиями в сфере электроэнергетики. Это подтверждается наличием публичной компетенции в сферах реализации квазиразрешительных процедур и контрольных полномочий, разработки формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка и нормативного правового регулирования, а также организации системы досудебного урегулирования споров и корпоративного санкционирования. |
|
168–175
|
В статье проведен анализ Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. на основе заложенных в программе конечных результатов. Особое внимание было уделено коэффициенту доступности жилья и годовому объему ввода нового жилья. Проведены расчеты, доказывающие неэффективность программы. Предложен альтернативный подход к решению жилищного вопроса, в основе которого лежит идея воссоздания нового облика России через призму масштабного развития малоэтажного домостроения. |
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
176–188
|
В статье проведен анализ Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 гг. на основе заложенных в программе конечных результатов. Особое внимание было уделено коэффициенту доступности жилья и годовому объему ввода нового жилья. Проведены расчеты, доказывающие неэффективность программы. Предложен альтернативный подход к решению жилищного вопроса, в основе которого лежит идея воссоздания нового облика России через призму масштабного развития малоэтажного домостроения. |
|