|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2018. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
7–29
|
Цель статьи – показать на примере статистики рынка труда, как использование административных данных может оперативно и с низкими издержками повысить точность и информативность официальных статистических показателей. В России в настоящее время официальная статистика при формировании основных показателей рынка труда – занятости и заработной платы – использует только два источника статистической информации: статистическую отчетность предприятий и обследования населения. Авторы показывают, что имеющиеся показатели не отвечают потребностям пользователей, противоречивы и не согласованы между собой. На примере Москвы показано, что имеющиеся административные данные (данные Пенсионного фонда Российской Федерации) позволяют как повысить точность уже рассчитываемых показателей занятости и заработной платы за счет сплошного охвата респондентов, так и ввести новые показатели, которые в настоящее время официальной статистикой не рассчитываются (заработная плата российских и иностранных граждан, заработная плата лиц, работающих на нескольких работодателей, и т.д.). Обсуждены ограничения использования данных ПФР, а также рекомендации по включению административных данных в систему государственной статистики на региональном и национальном уровнях.
|
|
30–49
|
В статье рассматриваются возможности конъюнктурных опросов предприятий в условиях несовершенства официальной статистики и с учетом особенностей развития российской экономики в последние годы. На основе 25-летнего опыта Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП) в области проведения и развития ежемесячных опросов промышленных предприятий показано, что этот источник данных способен дополнить результаты традиционной статистики, а в случае кризисов 2008–2009 гг. и 2015–2016 гг. – существенно превзойти их. Так, кризис 2008–2009 гг. был зарегистрирован опросами ИЭП на месяц раньше его официального признания, а особенности 2015–2016 гг. – отсутствие кризисного спада спроса, выпуска и занятости при уверенном контроле предприятий за запасами готовой продукции – были показаны уже в I кв. 2015 г. Гибкая организация конъюнктурных опросов ИЭП позволяет прямо измерять многие актуальные на современном этапе, но недоступные традиционной статистике явления. В 2012–2017 гг. результаты опросов ИЭП показали невысокую востребованность в девальвации рубля как защитной меры для отечественного производителя в условиях критической зависимости промышленности от импортного оборудования, комплектующих и сырья. По этой причине укрепление рубля в феврале 2015 г. считалось российскими предприятиями важнейшей антикризисной мерой, а оценка фактического влияния девальвации рубля на спрос, себестоимость и инвестиции в 2015–2017 гг. была всегда негативной.
|
|
50–70
|
Традиционно в качестве источника информации для принятия решений в государственном управлении выступают данные статистических наблюдений, однако они не всегда актуальны и не всегда соответствуют требованиям исследователей. В качестве альтернативы статистическим наблюдениям могут быть рассмотрены административные данные, а также иные источники информации. В статье представлен обзор международного опыта использования административных данных и альтернативных источников информации в процессе принятия политических решений. Показано, что статистические ведомства многих стран используют с целью сокращения расходов на проведение собственных наблюдений административные данные и централизованные системы доступа к ним. Также в качестве альтернативных источников в целях городского планирования, в экологии или сельском хозяйстве могут быть использованы геопространственные данные. Что касается «больших данных», то они пока не находят широкого применения в государственном управлении, тем не менее рассматриваются как перспективный источник информации. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что перспективными направлениями реформирования деятельности статистических ведомств являются: предоставление пользователям открытого доступа к дезагрегированным данным микроуровня; замена данных статистических наблюдений административными данными; предоставление доступа к пространственным данным, информации спутниковых наблюдений, а также к обезличенным данным пользователей государственных услуг.
|
|
71–93
|
В настоящей статье проанализированы и обобщены результаты проведенного авторами исследования, в котором была поставлена задача рассчитать издержки хозяйствующих субъектов на сбор и предоставление статистических данных. В соответствии с авторской методикой оценки издержек, связанных со сбором статистической отчетности, рассчитаны прямые издержки не только бюджетных и коммерческих организаций в социальной сфере на сбор, заполнение и предоставление форм отчетности, но также органов власти – на их агрегирование. Проведенное исследование показало универсальность разработанной методики и возможность ее применения для расчета прямых издержек респондентов на сбор других видов отчетной информации. Помимо этого, разделяя подходы основателей теории трансакционных издержек о выделении частных и социальных издержек, авторы провели оценку издержек оппортунизма экономических агентов при сборе и предоставлении официальной статистической информации, применив авторскую методику сбора и анализа мнений респондентов в сети Интернет на основе технологии Web Mining. В статье предложен новый подход к оценке информационных издержек в стоимостном выражении.
|
|
94–113
|
В статье рассматриваются теоретические подходы к оценке эффективности проектов электронного участия, предлагаются критерии и методика такой оценки, а также представлены результаты исследования общественной значимости выносимых на обсуждение вопросов платформы «Активный гражданин». Анализ проводился на основе опубликованных отчетов платформы «Активный гражданин» за 2014–2016 гг. Данное исследование представляет собой попытку, с одной стороны, отреагировать на вызовы российской реальности – рост числа электронных платформ (и, соответственно, затрат) при недостаточной, по мнению граждан, общественной значимости обсуждаемых вопросов, а с другой – развить современный методический аппарат оценки эффективности проектов общественного участия, проводимых с помощью электронных технологий. По итогам проведенного анализа делается вывод о том, что для обеспечения эффективности электронных платформ участия граждан в государственном управлении следует обращать внимание не только на их технические параметры и применяемые виды общественного участия (информирование, консультирование, диалог), но и на общественную значимость обсуждаемых вопросов. Сочетание этих трех факторов является необходимым условием обеспечения эффективности платформ. Показатели технических возможностей, степени общественного участия, а также общественной значимости обсуждаемых вопросов помогут оценить эффективность платформ электронного участия и могут использоваться в практике их оценки и сравнительного анализа на государственном уровне.
|
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
114–138
|
Результативность государственного и муниципального управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), равно как и стимулирование экономически, социально и экологически оправданной деятельности инвесторов и хозяйствующих субъектов в этой зоне в значительной степени зависят от наличия специфических нормативно-правовых механизмов. Создание таких механизмов определено утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегией развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г. и правительственными документами о развитии российской Арктики, но выполнение этого требования оказалось сложной и нетривиальной задачей. Результаты исследования, представленные в настоящей статье, основываются на анализе массива зарубежных и отечественных законов и подзаконных актов, а также на новейших публикациях и собственных трудах авторов о современных проблемах функционирования арктического макрорегиона. Показано, что основная часть выявленных проблем свойственна всем территориям России и поэтому находится в предметном поле общероссийского государственного управления и правового регулирования. В связи с этим критически оценена целесообразность разработки и принятия единого федерального закона о правовом регулировании всех без исключения проблем российской Арктики. Обоснованы концептуальные предложения о структуре и содержании законопроекта об опорных зонах развития АЗРФ и о дополнительных позициях в законодательстве, регулирующем условия и организацию жизнедеятельности коренного населения.
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
139–152
|
Целью настоящего исследования является обоснование основных аспектов совершенствования структуры управления водохозяйственным комплексом путем внедрения принципов государственно-частного партнерства в систему водного хозяйства. С точки зрения организационной структуры управления существующая в Украине система управления водными ресурсами достаточно затратна с экономической точки зрения и имеет несбалансированный механизм распределения финансового обеспечения, охраны и восстановления качества водных ресурсов. На основе анализа существующего опыта в управлении водными ресурсами в странах мира выявлено, что одной из наиболее приемлемых и эффективных форм осуществления государственно-частного партнерства в сфере водного хозяйства Украины являются ассоциации водопользователей. При этом международный опыт показывает, что основными условиями внедрения государственно-частного партнерства являются: определение роли государственных органов в управлении оросительными системами и инфраструктурой в стране; передача в пользование государственной оросительной сети, дренажа и объектов инфраструктуры ассоциациям водопользователей; разработка законодательного и методического обеспечения механизма создания ассоциаций, а поскольку позиция бесприбыльности ассоциаций водопользователей в законодательной базе страны является достаточно значимой, то должна быть четко и прозрачно прописана законодательством. Усовершенствование системы менеджмента путем внедрения государственно-частного партнерства в систему управления водохозяйственным комплексом Украины невозможно без обоснования основных этапов модернизации и возобновления эффективной деятельности отрасли. Важным условием этого процесса является постепенное и толерантное разделение функций управления водными ресурсами и эксплуатации водохозяйственных и мелиоративных систем между Государственным агентством водных ресурсов Украины, региональными органами управления и ассоциациями водопользователей на основе принципов государственно-частного партнерства.
|
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
153–176
|
Работа посвящена проблематике контроля качества экспертиз, результаты которых применяются в сфере государственного управления. Рассматривается один кейс – текущая организация внешнего контроля над экспертизой временной нетрудоспособности в Российской Федерации. Используя нормативные акты, статистические данные и материалы интервью с медиками и представителями контрольных инстанций, автор предпринимает попытку реконструировать рутинные процедуры и практики контроля, чтобы выявить объективно заложенные в них ограничения. Показано, что изначальная сложность оценки экспертной деятельности заказчиком в данном случае дополняется отсутствием четких правил экспертизы, разделением полномочий по контролю между разными государственными органами, исключительно документарным характером проверок, а также жесткими, но малоприменимыми санкциями за некачественную экспертизу. Ключевым является то, что система внешнего контроля, сфокусированная на проверке правильности заполнения документации, объективно не может отследить, действительно ли имели место все страховые случаи и пациенты были нетрудоспособны.
|
|
177–200
|
В центре внимания – проблема малоподвижного образа жизни молодежи в России. Доля молодых россиян, не уделяющих должного внимания занятиям физкультурой и спортом, пока еще достаточно высока и превышает значение соответствующего показателя для развитых стран. На основе данных социологических опросов населения, выполненных Аналитическим центром Юрия Левады по заказу НИУ ВШЭ в 2011 и 2017 гг., анализируются тенденции и особенности физической активности молодых россиян на современном этапе. В ходе эмпирического анализа установлена определенная взаимосвязь между физической активностью респондентов обоих полов и такими показателями, как субъективная оценка здоровья, курение, трудовой статус, размер и денежные доходы домохозяйства. Однозначной зависимости физической активности молодых россиян от уровня их образования, индивидуального дохода и семейного статуса не выявлено. Анализ принимаемых в ряде стран мер государственной политики по стимулированию молодежи к занятиям физкультурой и спортом позволил определить наиболее эффективные. Показано, что наиболее действенными являются национальные программы, информационные руководства, рекламные кампании, грантовая поддержка, развитие спортивной инфраструктуры и городской среды. Результаты проведенного исследования и сделанные на его основании выводы позволили сформулировать ряд рекомендаций для государственной политики по активизации образа жизни молодых жителей Российской Федерации.
|
|