Скрыть
Раскрыть

Контакты


Почтовый адрес:
НИУ ВШЭ: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Фактический адрес:
109074, Москва, Славянская пл., д.4, стр. 2, офис 307, НИУ ВШЭ
Тел.: (495) 772-95-90 доб. 12631
Эл. почта: vgmu@hse.ru


Индексирование журнала










Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095

Покида А. Н.1, Зыбуновская Н. В.2
  • 1 Кандидат социологических наук, директор Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82.
  • 2 Научный сотрудник Научно-исследовательского центра социально-политического мониторинга; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 119571, Москва, пр. Вернадского, д. 82.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОЗАНЯТЫХ ГРАЖДАН

2020. № 1. С. 60–85 [содержание номера]
Статья основана на результатах научно-исследовательской работы по изучению деятельности самозанятых граждан. Целью выполненного исследования являлся анализ сущности самозанятости как социально-экономического явления, масштабов его распространенности, анализ предпринимаемых государством мер по легализации самозанятых и созданию благоприятных условий их деятельности, а также предложения по их корректировке. Информационную и эмпирическую базу исследования составили нормативно-справочные материалы, научные публикации и результаты социологических опросов, в том числе проведенных авторами. Выполненный анализ показывает, что самозанятость представляет особый вид предпринимательской деятельности, однако трудно поддающийся государственному  регулированию в силу своего преимущественно «теневого» характера. Масштабы самозанятости значительны как за рубежом, так и в России. По данным социологического опроса, доля самозанятых в общей численности занятого российского населения составляет 22%, при этом 64% самозанятых работают без регистрации своей деятельности, не уплачивая ни налоги, ни страховые взносы.
В последние годы государством предпринимаются различные меры по легализации деятельности самозанятых, но эти меры на данный момент большей частью носят экспериментальный характер. Как правило, они связаны с налогообложением, упрощением регистрации самозанятых в налоговых органах и дальнейшей коммуникации с ними. Государственному регулированию деятельности данной группы граждан препятствует отсутствие в российском законодательстве единого для всей законодательной системы определения «самозанятость», а также общепринятых критериев отнесения граждан к самозанятым. Результаты социологического опроса показывают, что инициативы государства на текущий момент не находят ощутимой поддержки со стороны самих самозанятых граждан, что во многом связано с их недоверием к органам государственной власти, а также с отсутствием реальных стимулов для перехода в легальное поле, в частности обеспечения социальными гарантиями. В статье приводятся предложения по совершенствованию механизма легализации деятельности самозанятых с учетом мнений и оценок самих граждан, работающих на основе самозанятости.

BiBTeX
RIS
ISSN 1999-5431
© 2009 Вопросы государственного и муниципального управления
 
Rambler's Top100 rss