|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2021. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–30
|
Одна из ключевых задач государственного управления – обеспечение действенной защиты охраняемых законом ценностей: жизни, здоровья, имущества, персональных данных, иных законных прав и интересов граждан, окружающей среды, памятников истории и культуры. Ее успешное выполнение особенно важно в кризисные периоды, когда ресурсы других акторов (граждан и бизнеса) по защите значимых для них ценностей ограничены. В статье приведена оценка результативности государства по защите таких ценностей в период пандемии с позиции граждан. Источником эмпирических данных послужили итоги репрезентативного общероссийского социологического опроса граждан, посвященного оценке результативности контрольно-надзорной деятельности государства. Опрос проведен в феврале – марте 2021 г. в 35 российских регионах. Итоги опроса сопоставляются с результатами аналогичных исследований 2018, 2019 и 2020 гг. Показано, что в среднем по исследуемым рискам оценка гражданами уровня защищенности значимых для них охраняемых законом ценностей в 2021 г. составила 35,9%. Этот уровень несколько выше, чем в 2020 г. (32,9%), но его нельзя признать удовлетворительным, поскольку большинство граждан (50,2%) все еще считают уровень защищенности этих ценностей недостаточным. Более активное использование информационных технологий в период пандемии привело к росту частоты столкновений граждан с рисками в сфере оборота персональных данных и обеспечения неприкосновенности личной жизни и стало причиной снижения оценки гражданами уровня защищенности от этих рисков. При общем росте частоты столкновения граждан с необходимостью защиты от рисков на фоне введенных ограничений респонденты стали реже обращаться за защитой в контрольно-надзорные органы государства, причем результативность таких обращений не претерпела существенных изменений. Результаты исследования демонстрируют, что оценки гражданами уровня защищенности охраняемых законом ценностей в наибольшей степени зависят от степени их доверия контрольно-надзорным органам, личного опыта столкновения с рисками причинения вреда рассматриваемым ценностям и обращения в контрольно-надзорные органы за защитой этих ценностей, а также от социально-демографических характеристик респондентов. При этом исследование показало отсутствие влияния средств массовой информации и интернет-ресурсов на оценку гражданами уровня защищенности рассматриваемых ценностей. Это позволяет использовать данный показатель для оценки конечных результатов деятельности государства по обеспечению защищенности (безопасности) охраняемых законом ценностей. |
|
31–52
|
Реализация целей устойчивого развития, в том числе борьба с изменениями климата, становится одним из самых актуальных направлений государственного управления. Цель статьи – представить концепцию регионального развития, обозначенную как «зеленый» регион, и показать, почему данная концепция может стать основой эффективного управления регионами в России в соответствии с современными мировыми трендами. Под «зеленым» регионом мы понимаем регион, обладающий положительным балансом между биоемкостью и экологическим следом. Цель управления «зеленым» регионом – повышение положительного баланса между биоемкостью и экологическим следом за счет роста природного капитала (природных активов, которые предоставляют экосистемные услуги) и сокращения экологического следа. Исследование осуществлялось в четыре этапа: разработаны теоретические основания концепции «зеленого» региона путем анализа существующих концептуальных подходов; выявлена специфика концепции на основе системного подхода к изучаемому явлению; определены связи между элементами системы; сформулированы основные направления комплексного управленческого воздействия на элементы и связи. В качестве теоретического основания концепции нами определен геотрион как система элементов – территория, хозяйство и население. Функциональные связи между элементами рассмотрены в рамках методологии «нагрузка-состояние-реакция» (PSR). Целевое состояние «зеленого» региона – это состояние повышения положительного баланса между биоемкостью и экологическим следом в регионе через изменение элементов геотриона (территория – хозяйство – население) в рамках функциональной модели «нагрузка – состояние – реакция». Для создания системы управления «зеленым» регионом необходимо выделить индикаторы достижения целевого состояния, определить, как они взаимосвязаны между собой, и структурировать их в соответствии с элементами геотриона. Для достижения целевого состояния разрабатываются механизмы и инструменты управления, направленные на поддержание, восстановление или технологическое замещение природного капитала. Описанная система управления может быть включена в региональные стратегические документы и стать основой принятия управленческих решений с учетом специфики территории. |
|
53–74
|
В статье рассматривается российская государственная политика в сфере науки, связанная с «выбором победителей» (picking winners), т.е. оказанием специальной поддержки избранным субъектам, в качестве которых могут выступать как организации, так и физические лица. Актуальность исследования определяется тем, что в России политика «выбора победителей» используется все шире, но пока не оказывает серьезного влияния на состояние научного комплекса страны. Рассматриваются три направления, где государство проводит такую политику: поддержка ведущих университетов, строительство установок класса «мегасайенс» и поддержка молодежи в науке. Цель работы – определить, каким образом выбор целей и критериев при реализации политики поддержки избранных влияет на ее результативность. Гипотеза исследования заключается в том, что цели политики ииспользуемые критерии выбора содействуют развитию только субъектов поддержки, но могут становиться препятствием достижению значимых результатов в более широких областях – вузовской науке, исследовательской инфраструктуре, кадровом потенциале. Исследование показало, что политика, основанная на «выборе победителей», не дает стабильных эффектов и может даже тормозить развитие определенных компонентов научного потенциала (в первую очередь кадрового и инфраструктурного). Практическое значение полученных выводов состоит в предложениях по корректировке целей для каждого из рассмотренных направлений политики, что может способствовать появлению более масштабных эффектов в сфере науки. |
|
75–110
|
Экономика российских регионов подвергается структурным финансовым и экономическим кризисам. Это вынуждает региональные власти искать новые пути для диверсификации региональной экономики, в том числе, посредством стратегического планирования и определения приоритетов развития. Федеральные власти оказывают финансовые меры поддержки для реализации региональных проектов и инициатив. Вместе с тем на текущий момент отсутствует единый подход к выбору поддерживаемых в регионах отраслей экономики, учитывающий в том числе приоритеты региональных органов власти. В настоящей статье авторы ставят перед собой цель разработать рекомендации по повышению эффективности поддержки регионального развития в России, опираясь на опыт Европейского союза по реализации концепции умной специализации. Авторы адаптируют европейские подходы к российской действительности, уточняя рекомендации по стимулированию экономической диверсификации и межрегиональной интеграции. Для этого в работе анализируются последствия структурных перемен, которые произошли в экономике российских регионов за десять лет: с 2005 по 2015 гг. Российский вариант концепции умной специализации должен учитывать важные национальные особенности, выявленные в ходе исследования. Во-первых, стимулировать связанную диверсификацию в регионах с более низким уровнем ВРП на душу населения и обеспечить поддержку несвязанной в более богатых регионах. Во-вторых, приоритетно поддерживать межрегиональную кооперацию на базе регионов с крупными агломерациями. В-третьих, устранить дублирование региональных приоритетов за исключением регионов с более низким уровнем ВРП на душу населения. В статье сформулированы рекомендации по оптимизации выделения бюджетных средств из федеральных источников на развитие отраслей экономики регионов: предложения в закон о стратегическом планировании и в правила предоставления субсидий на региональные проекты. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
111–134
|
В последнее десятилетие в мире наблюдается повышенный интерес к технологии блокчейна. Ее функциональные качества – неизменность данных, открытость, прозрачность и экономичность – обусловливают внимание к ней и со стороны государства. Цель исследования – выявление и анализ возможностей и условий эффективного применения технологии блокчейна в системе государственного управления. Описан опыт внедрения блокчейна в отдельных секторах экономики и государственного управления Казахстана. Методология исследования построена на теоретическом обзоре, изучении и анализе зарубежного и казахстанского опыта внедрения пилотных блокчейн-проектов. Для выявления факторов внутренней и внешней среды, влияющих на развитие технологии блокчейна в системе государственного управления,представлены SWOT- и PEST-анализы. Также изучены отдельные нормативно-правовые акты Республики Казахстан, регулирующие цифровые технологии. Проведен социологический опрос на предмет внедрения блокчейна в сферу регистрации недвижимости. По результатам исследования сделан вывод о том, что имеются как возможности, так и препятствия для внедрения данной технологии в государственное управление Республики Казахстан. В настоящее время сфера блокчейн-индустрии сильно фрагментирована, в основном имеет локальный характер, и при наличии возможности имплементации ее в систему государственного управления отличается сложностью технической реализации.
|
|
135–154
|
В странах ОЭСР в условиях старения населения перед государственными органами встает задача обеспечения экономики трудовыми ресурсами. Один из возможных путей решения этой проблемы – повышение экономической активности представителей старших возрастных групп. Важнейшим фактором участия работников старших возрастов в рабочей силе является пенсионное законодательство, регулирующее возраст выхода на пенсию, ее размер, возможность сочетать получение пенсии и работу. Однако не менее значимая причина, влияющая на положение старших возрастов на рынке труда, – это уровень спроса на эти группы работников. В странах ОЭСР на протяжении последних двух десятилетий произошла существенная перенастройка действующего механизма поддержки работников старших возрастов на рынке труда. С целью выявления наиболее эффективных мер поддержания спроса и предложения рабочей силы старших возрастов, позволивших в последние годы укрепить этой группе свои позиции на рынке труда в странах ОЭСР, были проанализированы с точки зрения результативности основные изменения в пенсионном законодательстве, направленные на расширение участия лиц старших возрастов на рынке труда, эффективность законодательных мер, запрещающих дискриминировать работника по его возрасту, а также специальные программы поддержки занятости пожилых. Был сделан вывод, что, помимо мер, направленных на расширение предложения лиц старших возрастов на рынке труда, повышению спроса на эти группы рабочей силы могут способствовать изменения в модели формирования заработной платы, а также более широкое вовлечение работников предпенсионного и пенсионного возраста в программы переобучения.Зависимость заработной платы не столько от стажа работника, сколько от его квалификации, производительности, желания постоянно переобучаться делают использование труда лиц старшего возраста экономически выгодным для работодателя и тем самым способствуют расширению занятости этой категории рабочей силы. Эмпирической базой исследования стали законодательные акты, принятые в странах ОЭСР, базы данных и аналитические материалы секретариата ОЭСР, национальные статистические источники. |
|
155–179
|
Предметом статьи являются критерии и условия передачи государственных полномочий организациям. Цель исследования состоит в выявлении оптимальных и эффективных подходов к установлению и применению критериев и условий при передаче государственных полномочий организациям. К исследовательским задачам в настоящей работе относятся: 1) изучение российского опыта и позиций отечественных ученых в данном вопросе, 2) опыта США, где наиболее полно и подробно раскрыта поднимаемая в статье проблема, и 3) анализ опыта таких европейских стран, как Франция и Германия, а также Европейского Союза. В работе использован метод анализа позиций ученых и главным образом судебной практики зарубежных судов, в которых рассматриваются и анализируются критерии и условия передачи государственных полномочий организациям. Исследование показало отсутствие в российском праве детального правового регулирования критериев и условий передачи государственных полномочий организациям. Анализ зарубежной судебной практики привел автора к выводу, что наиболее эффективный подход в вопросе применения критериев и условий передачи государственных полномочий организациям – это многофакторный анализ наподобие выработанного Верховным судом штата Техас, который одновременно вбирает в себя сразу несколько самостоятельных критериев, что делает их более конкретными и снижает простор для различных интерпретаций передачи полномочий. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
180–199
|
Важнейшей задачей российских органов государственной власти как работодателей является привлечение молодых квалифицированных специалистов. Целью исследования былоопределение взаимосвязи атрибутов имиджа российских органов государственной власти как работодателей и их привлекательности для молодых специалистов. На основе литературного обзора выдвинуты гипотезы о положительной взаимосвязи между восприятием инструментальных, символических атрибутов имиджа работодателя органов государственной власти и егопривлекательностью. Для достижения цели и проверки гипотез была использована модель инструментально-символических атрибутов имиджа работодателя, ранее успешно применявшаяся в зарубежных исследованиях коммерческих организаций. Модель была адаптирована под контекст государственной службы, и был разработан оригинальный опросник для анкетирования среди молодых специалистов. Результаты опроса 83 респондентов выявили значимость инструментальных атрибутов имиджа работодателя российских органов государственной власти (включая стабильные гарантии занятости, безопасное рабочее место и хороший социальный пакет) в восприятии их привлекательности молодыми специалистами. На основе результатов исследования сформулированы релевантные рекомендации длясовершенствования имиджевой политики на рынке труда органами государственной власти. |
ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ
|
200–218
|
В настоящей статье рассматриваются вопросы формирования новых подходов к государственному управлению в контексте оценки рисков национальной безопасности государства и развития информационных технологий. На анализе международной и российской научной литературы дается обзор эволюции теоретических представлений об использовании расширенных количественных методов применительно к стратегическим оценкам и планированию в сфере национальной безопасности и обороны.
Делается вывод о возрастающей роли индикаторов и показателей в государственном управлении и его трансформации в сторону предупреждения ключевых рисков и угроз безопасности государства. «Предвидение» будущего становится новым элементом и фактором качества государственного управления. Процесс принятия решений все больше опирается на большие объемы данных, сформированные по результатам оценок состояния индикаторов и показателей различного уровня. |
|