|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2023. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–25
|
Клиентоцентричность — новое понятие для российского государственного управления, однако с 2022 г. внедрение соответствующих принципов выведено на уровень национальной стратегической инициативы. В статье предлагается анализ вопросов, с решением которых неизбежно придется столкнуться при внедрении клиентоцентричности в деятельность органов власти и государственных организаций. Рассматриваются само понятие клиентоцентричности, ее взаимосвязь с цифровизацией, различия в ожиданиях и поведении частных и бизнес-клиентов, роль компетенций государственных служащих, проблемы достижения позитивного эффекта для клиентов и возвращение выбора между жесткой регламентацией и вариативностью предоставляемых государственных услуг. Так как на настоящий момент нет однозначно подтвержденной лучшей практики, поиск ответов на эти вопросы может стать вызовом для всей системы отношений и механизмов государственного управления. |
|
26–47
|
В статье раскрываются перспективы цифровизации публичного управления на уровне теоретико-методологической рефлексии и практической реализации. Анализируя современные концепции публичного управления (от партисипаторного управления до управления на основе смарт-технологий), авторы делают вывод, что в условиях социотехнической конвергенции публичное управление должно сочетать алгоритмическое управление с задачами консолидации интересов стейкхолдеров. Продвижение данной идеи будет определяться стейкхолдерской оценкой роли цифровых платформ в трансформации публичного управления. В 2021 г. проведен опрос экспертов для оценки двух аспектов развития цифровых платформ: сервисно-цифрового (предполагающего использование больших данных и алгоритмического управления) и социально-сетевого (опирающегося на участие заинтересованных сторон в процессе выработки, принятия и реализации решений). Опрос показал, что применение властными структурами государственных цифровых платформ для эффективного удовлетворения индивидуальных запросов граждан должно сопровождаться привлечением их к решению общественно значимых проблем. Поэтому коэволюция сервисно-цифровых и социально-сетевых аспектов функционирования государственных цифровых платформ становится крайне важной. Для выправления наметившегося крена в технико-технологическую сторону цифровизации государственного и муниципального управления, следует развивать публичный формат принятия им решений с использованием цифровых технологий. А для этого необходимо решать проблему стимулирования активности как чиновников, так и граждан к социально-сетевому взаимодействию, повышать уровень доверия к органам власти.
|
|
48–71
|
Многолетняя накопленная задолженность государства по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — острая управленческая проблема современной российской социальной политики, требующая развития новых инструментов для ее решения. Один из них — единовременные социальные выплаты на приобретение жилых помещений в собственность (жилищные сертификаты), предоставляемые по инициативе органов власти субъектов Российской Федерации и за счет средств их бюджетов. Цель статьи — оценить практики нормативно-правового регулирования этой дополнительной меры поддержки сирот в регионах России с точки зрения того, какие возможности и барьеры они создают для сокращения задолженности. Исследование проведено на данных нормативно-правовых актов всех субъектов РФ, где на начало 2023 г. установлены порядки предоставления таких выплат. Через призму концепции результативно ориентированной социальной программы и факторов, влияющих на доступность государственной поддержки, проанализирован спектр условий предоставления жилищных сертификатов в регионах России. Показано, что результативной реализации программы будут способствовать те практики нормативно-правового регулирования, которые увеличивают гибкость и клиентоориентированность, предусматривают более низкие пороги «входа» для получателей, обеспечивают информационную открытость и ускорение административных процедур. Барьеры же формируются при высоких транзакционных издержках, из-за низкой покупательной способности выплат на рынке жилья, жестких ограничений способов распоряжения средствами и чрезмерно строгих критериев отбора. |
|
72–94
|
Целями исследования являются анализ факторов, формирующих дисфункции жилищного обеспечения детей-сирот, и оценка эффективности региональных мер социальной поддержки выпускников интернатных учреждений по частичной компенсации сиротам рисков жилищной депривации. Ведущим методом исследования стал анкетный опрос сотрудников органов опеки и попечительства (N=694). По ряду вопросов полученные оценки были сопоставлены с мнением выпускников интернатных учреждений (N=3868).Результаты исследований иллюстрируют дисфункции социального обеспечения детей-сирот, риски возникновения жилищной депривации в «точке разрыва» социальной поддержки при выпуске из детского дома и до получения собственного жилья. Наличие данных точек разрыва характерно для многих регионов Российской Федерации и обусловлено не только недостаточностью финансовых средств, но и бюрократическими издержками, лимитирующими реализацию гибких моделей жилищного обеспечения детей-сирот. Наибольший вариационный размах между оценками сотрудников органов опеки и детей-сирот характерен в отношении таких мер поддержки, как предоставление временного жилья и консультационная помощь при его подборе (в первой группе респондентов доля положительных оценок выше в 1,7 раза). Недостаточность штатной численности органов опеки и попечительства, предельный уровень нагрузки на каждого сотрудника выступают дополнительными факторами, лимитирующими возможности оказания необходимой социальной поддержки детям-сиротам. Кроме того, в ходе исследования были выявлены отдельные случаи «обратных» социальных дисфункций, связанные с недобросовестным поведением, фальсификацией статуса сироты, злоупотреблениями.
|
|
95–121
|
Решение региональных проблем в сфере охраны окружающей среды осуществляется в рамках целевых экологических программ, отражающих суть проводимой региональной экологической политики (далее — РЭП). Эффективность ее реализации отслеживается по утвержденным показателям. Во многих регионах итоги выполнения предшествующих программ неутешительны. Актуальными остаются вопросы: как при разработке программ сочетаются общегосударственные и территориальные интересы? Насколько содержание программных задач и соответственно индикаторов эффективности их решения соответствует целевым установкам этих документов? Гипотеза исследования — несовершенство региональных экологических программ в обосновании приоритетных целей, содержании отслеживаемых показателей достижения результатов, использовании показателей, не относящихся к охране окружающей среды (далее — ООС). Целью исследования является анализ содержания используемых показателей, зафиксированных в экологических программах, в наиболее экономически развитых регионах ДФО, выявление наиболее приоритетных сугубо региональных экологических задач и направленности их решения для совершенствования системы показателей в последующих редакциях документов по ООС. Информационной базой исследования послужили нормативные документы по экологической безопасности России, данные Росстата, нормативно-правовые акты, касающиеся порядка разработки, реализации и оценки эффективности выполнения государственных и муниципальных программ, национальная и региональные программы по охране окружающей среды исследуемых субъектов ДФО, принятые на период 2020–2025 гг. и др. Проведен анализ 211 предложенных в региональных программах показателей/индикаторов с целью определения доли наиболее значимых для ООС, выявлена корреляция их содержания специфике регионального развития. Определено, что более 50% всех показателей направлено на непосредственное улучшение состояния окружающей среды (далее — ОС). В процессе анализа установлены главные недоработки в подборе используемых индикаторов: 16% показателей некорректны по содержанию, 41% показателей не имеют четких количественных ориентиров, что не всегда делает возможным оценку достижения целей. Решение обозначенных вопросов позволит расширить теоретические знания в части формирования РЭП и обогатить практику региональной интерпретации и решения накопившихся проблем.
|
|
122–154
|
Региональные системы защиты прав коренных народов — вопрос, который требует осмысления в контексте государственной этнонациональной политики современных федеративных государств и в частности — субъектов Арктической зоны Российской Федерации (далее — АЗРФ). Цель предлагаемого исследования состоит в выявлении существующих направлений региональных систем защиты прав коренных малочисленных народов в области государственного управления. Для ее достижения решались задачи, связанные с выработкой доктринального определения региональной системы защиты прав коренных малочисленных народов, с выявлением базовых элементов региональных систем защиты прав коренных народов на примере АЗРФ, а также того, что объединяет цели указанных систем с целями в области устойчивого развития ООН. Проведенный анализ федерального законодательства Российской Федерации, нормативных и правовых актов органов государственной власти арктических субъектов Российской Федерации по вопросу защиты прав коренных малочисленных народов, а также релевантной научной литературы позволил сделать вывод о том, что региональная система защиты прав коренных народов как институциональная и правовая модель государственного управления на уровне субъектов Российской Федерации в зависимости от конкретного арктического региона имеет свои отличительные черты и особенности развития. Путем мониторинга действующего регионального законодательства и сложившейся правоприменительной и управленческой практики были выявлены основные элементы указанной системы. Цели региональных систем защиты прав коренных малочисленных народов АЗРФ совпадают с целями устойчивого развития, определенными ООН, в том числе по таким важным направлениям, как борьба с бедностью, развитие инфраструктуры, ответственное потребление и производство. Теоретическое и практическое значение исследования состоит в обобщении регионального опыта в области защиты прав коренных малочисленных народов, а также выработке доктринального определения региональной системы защиты прав коренных малочисленных народов. |
|
155–180
|
В статье представлен обзор подходов к оценке деловой среды для развития инновационного бизнеса. В качестве основного инструмента, который обеспечивает комплексный мониторинг широкого круга факторов внешней среды, определяющих благоприятность деловой среды для инноваций, рассматриваются международные рейтинги (индексы). В работе обсуждаются возможности и ограничения анализа инновационного климата с использованием международных рейтингов, а также формулируются основные требования, которые следует предъявлять к подобным проектам при анализе национальных инновационных систем и совершенствовании государственного регулирования инновационной сферы. Выявлены и проанализированы 16 международных рейтингов, опосредованно или прямо обеспечивающих агрегированную на страновом уровне оценку условий и (или) результатов инновационной деятельности. Показано, что подходы разработчиков к определению инновационного климата зачастую не имеют теоретических обоснований, а публичной верифицируемой методологией, устойчивостью оценок и прозрачностью исходных данных характеризуются только некоторые из индексов. В этом ряду выделяется Глобальный инновационный индекс, удовлетворяющий большинству сформулированных критериев. На его примере в статье анализируются лонгитюдные данные за 2017–2021 гг. для выявления сильных и слабых сторон инновационной системы России с учетом бенчмаркинга динамики развития по широкому спектру стран, охваченных гармонизированным наблюдением. Полученные результаты отражают аналитические возможности международных рейтингов инноваций, а также позволяют выделить факторы, способные сыграть свою роль в достижении страной глобального инновационного лидерства в будущем, и сформулировать рекомендации в области государственной инновационной политики.
|
|