|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2010. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–22
|
В статье на данных опроса 1 тыс. предприятий обрабатывающей промышленности, проведенного в 2009 г., рассматриваются взаимоотношения между государством и бизнесом и различия в приоритетах предоставления государственной поддержки фирмам со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов власти в России. С учетом результатов проведенного регрессионного анализа обосновывается предположение об общем доминировании «модели обменов» (в отличие от модели «захвата государства», характерной для 1990-х гг.) – при большей склонности региональных властей к поддержке фирм, вовлеченных в процессы модернизации. |
|
23–39
|
В статье рассмотрены недостатки системы управления затратами, используемой сегодня при принятии решений в сфере управления социально-экономическим развитием регионов, факторы, тормозящие переход к управлению результатами, и описывается предлагаемая информационно-аналитическая система управления реализацией стратегии социально-экономического развития регионов, внедрение которой позволит решить задачи перехода на управление по результатам. |
|
40–55
|
Развитая система технического регулирования предполагает технические регламенты, устанавливающие конкретные, финансово и экономически обоснованные, эффективные, непротиворечивые, понятные и удобные для практического применения обязательные требования к продукции и процессам. Однако до сих пор требования, связанные с обязательными параметрами безопасности, и требования к качеству продукции и процессов имеют практически равный юридический статус и общие режимы принятия и обеспечения их соблюдения. Нормативно-технические документы до сих пор пользуются статусом обязательных правовых документов, манипуляция их требованиями позволяет ведомствам ограничивать права хозяйствующих субъектов и граждан, что явно противоречит основам конституционного строя и является существенным препятствием, сдерживающим развитие экономики России. Настоящая статья описывает исходные цели реформы технического регулирования, результаты семилетнего периода ее проведения, а также предложения к дальнейшему развитию системы технического регулирования в Российской Федерации. |
|
56–65
|
В настоящей статье идентифицируются специфические свойства аукциона, проводимого в целях приобретения товаров (работ, услуг), аукциона покупателя, которые ставят под сомнение возможность его эффективного использования в государственных закупках, независимо от очной или электронной формы его проведения: неизбежность приобретения наименее предпочтительного, с точки зрения заказчика, товара (при закупке неоднородных товаров), наличие стимулов к демпингу и сговору поставщиков. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
66–80
|
Данная статья посвящена исследованию особенностей развития публичного управления в США как исследовательской области и как образовательного направления. Уже с самого становления (в конце XIX в.) науки публичного управления, ее изучение здесь отличалось от традиционного европейского. Развитие науки публичного управления в США всегда исходило из представлений о ней как о науке, имеющей не только теоретический (теоретико-правовой), но и, главным образом, практико-прикладной характер, призванной способствовать улучшению функционирования администрации, профессионализации государственного аппарата, его отделению от политики. Практико-ориентированный подход к изучению данной науки во многом обусловил и особенности формирования системы образования в области публичного управления, характеризующейся нацеленностью на практическую подготовку администраторов, владеющих концептуальными основами публичного управления. Предметом особого внимания авторов статьи являются современное состояние системы образования в данной области и образовательные программы публичного управления и публичной политики в США. |
|
81–91
|
Выступление на ХI Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества 6–8 апреля 2010 г., организованной Государственным университетом - Высшей школой экономики. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
101–124
|
III круглый стол по вопросам внедрения механизмов управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправлении состоялся 30 марта 2010 г. по инициативе Фонда «Центр стратегических разработок» и Центра экономического и финансового консалтинга. |
|
125–135
|
Российская система государственных закупок накладывает серьезные ограничения на выбор процедуры, форму государственного контракта и способ контроля за исполнением контракта. Представленная нами модель закрытого аукциона первой цены («запроса котировок») и последующих контрактных отношений между заказчиком и поставщиком позволяет учесть влияние данных ограничений на результат конкурс- ных процедур государственных закупок. В рамках данной модели мы приводим аргументы в пользу использования дополнительных репутационных механизмов и механизмов автоматического исключения из рассмотрения экстремально низких ставок. |
|
136–145
|
В статье анализируются ключевые теоретические и практические вопросы модернизации госуправления и государственной службы Российской Федерации на современном этапе. Выделяются особенности реформирования, когда реализация реформ не ведет к развитию государственных институтов. Рассматриваются три траектории (сценарии) проведения реформ и говорится о необходимости создания условий для их удержания на высокой траектории. Предлагается новая модель государственного управления, включающая пять основных элементов развития. Особо говорится об институциональных, организационных и кадровых проблемах. Дается сравнительный анализ с зарубежными странами (США, ЮАР, Великобритания). Автор предлагает некоторые пути решения существующих проблем с учетом российского и зарубежного опыта. |
|
146–160
|
В настоящей статье автор обосновывает поэтапную методическую схему интегральной оценки уровня развития муниципальных образований на примере городов-центров регионов Приволжского Федерального Округа (далее – ПФО). Необходимость интегральной оценки муниципальных образований вызвана потребностью иметь четкую и объективную информацию о конкурентных позициях городов, которая в дальнейшем может использоваться для принятия важнейших стратегических решений по социально-экономическому развитию территорий. В статье проводится балльная рейтинговая оценка городов-центров регионов ПФО с указанием присущих данной методике недостатков. Дается характеристика процесса экспертно-параметрического исследования по определению весовых коэффициентов параметров, используемых для проведения интегральной оценки административных центров регионов ПФО. Затем приводится описание методики расчета интегральных показателей относительной конкурентоспособности городов. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
161–168
|
Статья посвящена вопросу реформирования организационной основы спортивной подготовки в Российской Федерации. Комплексно (в сравнении с зарубежными странами) рассмотрены административные и правовые решения, которые позволят не только сохранить достигнутый положительный опыт, но и поднять спортивную подготовку на новый качественный уровень. |
МОНИТОРИНГ
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
185–195
|
Статья посвящена проблемам повышения профессионализма кадров в органах местного самоуправления. Исследования сложившейся в постсоветское время отечественной практики подготовки специалистов для муниципальной службы обнаруживают наличие ряда существенных изъянов. Требуются радикальные меры прежде всего по перестройке системы дополнительного профессионального образования. Такая работа не обещает быть легкой, и рассчитана на длительную перспективу |
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
|
196–202
|
Статья посвящена изучению взаимосвязи управленческих решений с функциональностью государственной гражданской службы. В качестве теоретической основы исследования предложены теория социального действия и структурнофункциональный анализ. Эмпирические данные включают результаты социологических опросов, в ряде которых принимал участие автор. Представленный материал также содержит вторичный анализ полученных результатов и ретроспективный анализ, характеризующий динамику общественного мнения по изучаемым вопросам в период с 2006 по 2009 г. |
|
203–210
|
В статье рассматриваются общие вопросы организации мониторинга деятельности органов местного самоуправления, оцениваются первые результаты практического внедрения в Российской Федерации системы контрольных показателей в 2010 г., предлагается вариант совершенствования наблюдения за деятельностью муниципалитетов. Основным недостатком оценки качества деятельности органов местного самоуправления в России является низкая периодичность его проведения, делающая невозможным учет результатов при бюджетном планировании и при решении оперативных вопросов на региональном уровне. Решение указанной проблемы возможно при переходе к ежеквартальному, а по отдельным показателям – ежемесячному мониторингу. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время показателей отслеживается Росстатом или региональными органами власти именно ежеквартально или ежемесячно, предлагаемый вариант перехода к оперативному мониторингу качества муниципального управления не потребует значительных усилий и в то же время обеспечит региональные власти и местное самоуправление оперативной и достоверной информацией. |
|