|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2010. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–35
|
С начала 1990-х гг. торговля в России фактически находилась вне регулятивного вмешательства государства на федеральном уровне. Внезапно во второй половине первого десятилетия 2000-х гг. государство решило вернуться к регулированию торговли. В результате многолетних ожесточенных дебатов был принятФедеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Откуда появился устойчивый запрос на государственное регулирование торговли? Какие позиции отстаивались основными участниками политического процесса? Как складывалась на разных этапах политическая и символическаяборьба за новые формальные правила? И к каким результатам и компромиссам онапривела? Автор отвечает на эти вопросы, используя материалы двух серий углубленных интервью с ведущими участниками рынка и экспертами, а также стено-граммы заседаний ведомственных экспертных советов и рабочих групп. |
|
36–72
|
Реформы государственного управления являются необходимым условием со-циального и экономического развития страны, повышения конкурентоспособности национальной экономики, развития гражданского участия и ответственности. Для каждой страны определяется своя композиция реформ, отражающаяуровень развития ее экономики и общества, политические и культурные особенности. Для Российской Федерации наиболее актуальными на данный моментпредставляются следующие направления: оптимизация функционала исполнительной власти в целом и отдельных административных процессов (функций,услуг), внедрение механизмов управления по результатам, развития кадровогопотенциала государственной службы, и конечно, поиск путей решения находящихся в фокусе общественного внимания проблем коррупции и этики государственной службы. |
|
73–88
|
Несмотря на необходимость модернизации экономики, государство вынуждено поддерживать традиционные отрасли промышленности, так как ониявляются основным источником налоговых поступлений и предоставляютбольшинство рабочих мест. Такая поддержка вступает порой в противоречиес задачей модернизации, зачастую тормозит ее, однако в какой-то мере является неизбежной в целях сохранения баланса системы и предупреждения кризисныхситуаций. Целью статьи является инвентаризация направлений деятельностирегиональной власти в сфере обеспечения экономического роста с позиции минимального участия государства. |
|
89–102
|
В статье рассматривается новый для сферы государственного управленияподход психологического анализа организаций на основе обращения к понятию социальной идентичности (в англоязычной литературе – social identity approach).Рассматривается развитие данного подхода в психологии, возможности его при-менения в изучении межличностных и межгрупповых отношений в организации.Приводятся примеры изучения проблем лидерства, стрессов, а также различныхаспектов деятельности организации на основе психоанализа, используемого в ис-следованиях А. Хаслама и его коллег, а также отечественных ученых. |
|
103–109
|
В данной статье рассматриваются становление местного самоуправленияв городе Москве, взаимоотношения местного самоуправления и государственнойвласти, ставится вопрос о необходимости наличия местного самоуправленияс учетом сложившихся правоотношений на территории города Москвы, говорится об участии населения в деятельности местного самоуправления. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
110–124
|
Данная статья посвящена проблемам современной модели государственнойслужбы Республики Казахстан. Рассмотрены современное положение и состояние государственной службы, нормативные правовые акты, регулирующие деятельностьгосслужащих и регламентирующие функционирование аппарата государственнойслужбы. Рассмотрены существующие проблемы современной модели, причины их возникновения и возможные пути решения. Выбор данной тематики вызван актуальностью модернизации системы государственного управления и потребностью в совершенствовании системы государственной службы. Приведенные в статье предложенияи рекомендации носят значимый характер и могут быть применены на практике. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
125–139
|
Федеральное законодательство предоставляет лишь минимальное и недостаточное регулирование правового статуса и деятельности региональных контрольно-счетных органов в России. В связи с этим основное развитие правовогорегулирования государственного аудита и региональных контрольно-счетных органов происходит в России на региональном уровне. Настоящая статья описывает процесс принятия и основные положения нового Закона города Москвы «О Контрольно-счетной палате Москвы», включая задачии полномочия этого органа, его независимость и подотчетность, виды его деятельности и процесс ее планирования. |
|
140–148
|
В процессе государственного и муниципального управления, а также экономической деятельности принимается множество правовых актов. С их помощью решаются важные вопросы социально-экономического развития, но качество актов не всегда обеспечивает эффективность регулирования, управленияи хозяйствования. Усилия по их подготовке и принятию далеко не адекватныдействиям по реализации актов и анализу их последствий. Такую гипотезу кол-лектив ученых Института правовых исследований и преподавателей-юристов (Ю.А. Тихомиров, А.В. Кашанин, С.В. Третьяков, Е.А. Мишина, Е.В. Черепанова,В.М. Баранов) проверяет в ходе исследования в рамках темы «Мониторинг какинструмент анализа последствий нормативных актов», предусмотренной планом фундаментальных научных исследований ГУ–ВШЭ. В статье рассмотренынекоторые итоги этого исследования. |
МОНИТОРИНГ
|
149–168
|
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собойкомплекс формальных и неформальных принципов, норм, правил, обусловливающихи регулирующих деятельность населения по самостоятельному и под свою ответственность осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения. В статье ТОС рассматривается как форма гражданского участия на местном уровне, как социальный институт и сфера реализации интересов населения;дается характеристика вовлеченности россиян в ТОС, в повседневные практикисамоорганизации и благотворительности по месту жительства, оценка благотворительных ресурсов актива жилищной самоорганизации. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
169–186
|
В статье обосновывается необходимость разработки и реализации Стратегии внедрения режима комплексного предупреждения и контроля загрязненияв регионах России, который будет способствовать стимулированию внедренияэнергосберегающих и экологически чистых технологий в инфраструктурныесекторы региона. Дан анализ действующего законодательства в области экологии РФ, а также рекомендации по совершенствованию органов управления экологическими проектами. |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|