|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2011. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–22
|
Статья посвящена вопросам организации межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных (муници пальных) услуг. В ней представлен анализ положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», посвященных данному вопросу; раскрыты проблемы, возникающие при реализации указанных положений; приведены результаты исследования, посвященного выяснению масштабов необходимого межведомственного взаимодействия. На основе проведенного анализа авторами сформулированы предложения по изменению стратегии организации межведомственного информационного взаимодействия. |
|
23–37
|
В статье представлен методический подход к организации системы оценки деятельности ведомства типа «служба», осуществляющего часть функций через территориальные органы. Рассмотрены предмет, задачи, технология и использование результатов оценки. Особое внимание уделено сравнительной оценке территориальных органов. Представленный подход разработан и апробирован при выполнении работы по теме «Создание системы оценки эффективности деятельности Роскомнадзора». |
|
38–48
|
В условиях проводимой в стране бюджетной реформы повышение качества финансовой деятельности муниципальных образований, обеспечение эффективности и результативности использования бюджетных средств, поиск наиболее оптимальных форм управления финансовыми ресурсами приобретают особую актуальность, что, в свою очередь, требует должной оценки и обоснования каждого элемента указанных процессов. В статье приведен пример работы конкретного муниципального образования по внедрению новых инструментов управления бюджетными расходами в муниципальный бюджетный процесс в целях повышения качества предоставляемых муниципальных услуг. |
|
49–61
|
В статье описаны международные стандарты финансовой отчетности организаций сектора государственного управления и перспективы их использования в Российской Федерации. Рассматриваются информационные потребности различных субъектов о деятельности организаций сектора государственного управления, состав их финансовой отчетности, основные отличия международных стандартов отчетности для общественного и коммерческого секторов. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
62–73
|
В представленной статье предлагается один из возможных подходов к организации процесса планирования, отслеживания и контроля результативности госслужащих в России, основанный на использовании опыта стран со схожей практикой государственного управления. При организации процесса оценки результативности деятельности госслужащих в России, по мнению автора, важно обратиться к опыту стран, которые уже проводили подобные мероприятия, – изучить их достижения и ошибки, что позволит в определенной степени спрогнозировать последствия внедрения тех или иных управленческих технологий. На основании изучения существующих исследований был проведен анализ семи основных административных моделей государственного управления. Сопоставление элементов процесса оценки результативности деятельности служащих высших должностей, руководителей среднего звена и рядовых служащих в двадцати двух странах позволило выявить типичные элементы процесса оценки для каждой административной модели. Определив по установленным характеристикам, какие административные модели наиболее близки российской, удалось сформировать редложения по структуре процесса оценки результативности деятельности госслужащих для российских условий. Изучение современной российской практики оценки результативности деятельности госслужащих в федеральных и региональных органах власти подтвердило непротиворечивость предлагаемых критериев и методов оценки используемым в настоящее время. Для внедрения предлагаемого процесса оценки выделены основные этапы планирования, отслеживания и контроля результативности деятельности служащих высших должностей, руководителей среднего звена и рядовых служащих. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
74–90
|
В статье описываются основные элементы гармонизированного правового статуса региональных контрольно-счетных органов в России после принятия Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Статья уделяет особое внимание проблемам, возникающим при имплементации вышеуказанного Закона. |
|
91–101
|
Статья посвящена исследованию принципов муниципального правотворчества в информационной сфере. Автор предлагает классификацию данных принципов на правовые и организационные, раскрывает их содержание на основе норм действующего законодательства и практики муниципального правотворчества в информационной сфере, формулирует вывод о значении данных принципов в построении интегрированного информационного пространства государственного и муниципального управления. |
|
102–116
|
В статье рассматривается институт государственных программ Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, анализируется организация внедрения государственных программ и программного бюджета в городе Москве (в сравнении с требованиями и процедурами федерального уровня). Автором делается вывод о том, что проблемы данной реформы во многом обусловленны действиями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти города Москвы. |
|
117–124
|
В статье анализируется правовое регулирование передачи отдельных государственных полномочий муниципальным образованиям, выявляются проблемы, возникающие при этом в отдельных регионах России, а также делаются выводы (в частности, что в этой сфере отсутствуют четкие, единые, последовательные правовые подходы), расширяется объем полномочий органов местного самоуправления. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
125–130
|
Настоящая статья основана на эмпирических исследованиях, проведенных в период 2008–2010 гг. в рамках исследовательских проектов Проектно-учебной лаборатории муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в муниципальных образованиях Краснодарского края, Тверской, Костромской, Калининградской, Ростовской, Новосибирской, Свердловской областей. В ходе исследования была зафиксирована несбалансированность муниципальной территориальной структуры, особенно четко проявившаяся в городских округах. В статье рассмотрен такой феномен территориальной структуры, как территориальные формы, не зависящие от географических районов и субъектов РФ. Дана характеристика существующим формам городских округов, а также сделан прогноз относительно возможных перспектив их развития. |
|
131–137
|
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Алтайской таможне, по проблемам служебной дисциплины и выявления склонности к коррупционному поведению должностных лиц. Проанализирована система воспитательно-профилактической работы Алтайской таможни, причины нарушений дисциплины, комплекс мероприятий, направленных на повышение служебной и исполнительской дисциплины, профилактику и противодействие коррупции, их влияние на воспитание личного состава. |
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
|
138–145
|
Создание электронного правительства невозможно без радикальных институциональных изменений на основе использования возможностей ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Инициирование и реализация таких изменений требует наличия у государственных служащих принципиально новых знаний и навыков. Однако большинство исследований образовательных потребностей в России фокусируются на оценке и повышении уровня квалификации в области использования технических и программных средств в текущей деятельности, а не на навыках, способствующих совершенствованию деятельности и реализации необходимых реформ. Это приводит к тому, что искажается представление о необходимом составе ИТ-компетенций разработчиков электронного правительства, формируются неадекватные ориентиры для систем повышения квалификации государственных служащих и, как следствие, снижается эффективность и результативность проектов создания электронного правительства в России. Настоящая статья описывает состояние исследований ИТ-компетенций в мире, представляет исследования в этой области Центра технологий элек-тронного правительства. Авторы попытались определить оптимальный, на их взгляд, состав необходимых компетенций, а также проанализировали связь между ИТ-компетенциями государственных служащих и результатами проектов электронного правительства. В заключение были сделаны выводы и даны предложения по улучшению сложившейся ситуации. Авторы статьи полагают, что использование результатов описанных в настоящей статье исследований, показавших прямую зависимость результатов проектов от уровня ИТ-компетенций руководителей, позволит изменить подходы к формированию программ повышения квалификации государственных служащих, что приведет к увеличению эффективности и результативности проектов электронного правительства в России. |
|
146–156
|
В данной статье отражен вопрос влияния учреждений профессионального образования на организацию социально-экономической жизнедеятельности местного сообщества. Дается общее описание системы профессионального образования на местном уровне. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что наиболее выгодной формой обучения, как для органов местного самоуправления, так и для работодателей, является заочная. Учреждения профессионального образования, в свою очередь, выступают «закрепителями» молодежи на местах. |
|
157–167
|
В статье рассматриваются отдельные аспекты политических, правовых и социально-экономических условий, в которых разрабатывалась Конституция России 1993 г. Автор анализирует влияние политики, осуществлявшейся российским руководством, на конституционный процесс, проходивший в России. При этом временные рамки исследования проблемы ограничиваются конкретным историческим периодом – с июня 1990 по декабрь 1992 г. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
168–179
|
Индустрия гостеприимства – это межотраслевой комплекс, специализирующийся на обслуживании туристов. Местные органы власти курортов особое внимание уделяют развитию данного сектора экономики в целях привлечения как можно большего числа туристов, ставя в качестве первоочередной задачи создание соответствующей инфраструктуры. |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|