Скрыть
Раскрыть

Контакты


Почтовый адрес:
НИУ ВШЭ: Россия, 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Фактический адрес:
109074, Москва, Славянская пл., д.4, стр. 2, офис 307, НИУ ВШЭ
Тел.: (495) 772-95-90 доб. 12631
Эл. почта: vgmu@hse.ru

Рейтинг
Science Index

В общем рейтинге
SCIENCE INDEX
за 2019 г.
(более 4000 журналов)
32 место 

2 место — в рубрике «Организация и управление»
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ  2019: 2,631 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2019: 1,725
Десятилетний индекс Хирша 2019: 31  


Индексирование
журнала



Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095

Лексин В. Н. 1
  • 1 доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций НИУ ВШЭ, главный научный сотрудник Институтa системного анализа Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, 117312, Россия, Москва, проспект 60-летия Октября, д. 9

«Центр» и «периферия» в государственном управлении: каналы взаимовлияния

2013. № 4. С. 59–74 [содержание номера]

Предметом статьи является анализ причин и следствий нетипичных для большинства федераций отношений органов власти, олицетворяющих "центр" (федеральные органы государственной власти по отношению к субфедеральным и муниципальным органам и субфедеральные –по отношению к муниципальным), с органами власти управленческой "периферии". Эти отношения в течение многих лет характеризуют усиление централизации, первичный импульс которой задан нашим законодательством и многократно усилен представлениями о пользе и допустимости строго иерархической организации государственного и муниципального управления.

Основным методом исследования стал ситуационный анализ отечественного законотворчества и практики взаимоотношений органов власти "центра" и "периферии" в 2000–013 гг., а также аналитических материалов, подготовленных в порядке экспертизы для органов власти разных уровней.

Анализ показал, что в рассматриваемый период на территории "периферии" федеральный "центр" абсолютно доминировал в сфере законодательства, судебной и исполнительной власти. Выстроенная федеральным "центром" схема сбора и зачисления налогов определяла поступление двух третей от их общего объема в доходную часть бюджета этого "центра". В результате практически вся "периферия" оказалась не в состоянии самостоятельно обеспечивать исполнение своих конституционных обязанностей перед населением и находилась в прямой финансово-бюджетной зависимости от федерального "центра"; то же происходило и в бюджетно-налоговых отношениях муниципальной "периферии" с субфедеральными "центрами". При этом возможности влияния "периферии" на принятие решений федерального "центра" крайне ограничены. Из законопроектов, подготовленных в субъектах РФ в порядке законодательной инициативы и направленных в Государственную Думу, становятся федеральными законами всего 7%. Почти такова же доля самостоятельно установленных органами региональной и муниципальной "периферии" их полномочий; остальное устанавливает и обязывает исполнять федеральный "центр".

Доминирование "центра" по отношению к "периферии" постепенно утрачивает позитивный потенциал, и в условиях разрастания общекризисной ситуации ограничение самостоятельности "периферии" и ее воздействия на решения "центра" вряд ли целесообразно.

BiBTeX
RIS
ISSN 1999-5431
© 2009 Вопросы государственного и муниципального управления
 
Rambler's Top100 rss