|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2014. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–27
|
Произведено сравнение эффективности двух федеральных программ реформирования государственной службы России (2003–007 и 2009–013 гг.). Обоснованы утверждения: 1) существующие международные рейтинги, оценивающие эффективность государственного управления, не предназначены для выявления эффективности реформирования государственной службы; 2) эффективность реформирования государственной службы можно оценить только в том случае, если реформы проводятся с помощью программно-целевого метода; 3) система показателей эффективности, разработанная для второй федеральной программы реформирования государственной службы России, применима для оценки иных программно-целевых реформ государственной службы; 4) в сопоставимых показателях эффективности первая федеральная программа менее эффективна, чем вторая. Общий вывод статьи: программно-целевой метод реформирования государственной службы дает возможность измерять динамику реформирования в объективных по казателях, выявлять прогрессивные изменения государственной службы. Эти изменения для одной отдельно взятой программы реформирования не видны, возможен даже локальный регресс в рамках одной программы, но каждая новая программа, как совокупность мероприятий реформирования, способствует совершенствованию государственной службы, повышению ее профессионализации и открытости. |
|
28–47
|
Внедрение принципов управления, ориентированного на результат, было признано одним из направлений административной реформы в Российской Федерации в принятой в 2005 г. и пролонгированной в 2008 г. Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–010 гг. В статье рассматривается, в какой степени с позиций определенного Президентом РФ принципа "новой модели государственного управления" –ориентации работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат работы –реализованы признанные необходимыми в 2005 г. мероприятия административной реформы по внедрению в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; какие коррекции и новые меры по их разработке и дальнейшему внедрению в деятельность органов государственной власти необходимы для реализации принципа "новой модели государственного управления". Для ответа на эти вопросы в статье проанализирована степень решения проблем, на которые было ориентировано соответствующее направление Концепции административной реформы, а также степень реализации основных мер, предусмотренных в Концепции в части управления по результатам. На основе анализа сформулированы рекомендации по разработке и реализации дальнейших мер по внедрению управления по результатам в Российской Федерации как новой модели государственного управления. |
|
48–64
|
В статье рассмотрены направления и основные результаты бюджетных реформ, проведенных в рамках начатой в 2004 г. административной реформы Российской Федерации, одной из целей которой было сделать деятельность государственного сектора эффективнее, прозрачнее, в том числе при формировании и исполнении государственного бюджета. В течение этих десяти лет были осуществлены важные шаги, направленные на усовершенствование бюджетного процесса, налогового планирования, межбюджетных отношений. В последние 15–0 лет подобные реформы были проведены в большинстве развитых стран мира. Эти реформы включают переход на бюджетирование, ориентированное на результат, которое предполагает увязывание информации о результатах деятельности с распределением ограниченных бюджетных ресурсов и достигается посредством применения программно-целевого распределения расходов, а также проведения постоянного мониторинга их эффективности и использования этой информации для оценки деятельности государственного сектора. Авторы проводят сравнение традиционной (затратной) модели бюджетирования и модели управления по результатам (БОР –бюджетирование, ориентированное на результат) и делают вывод, что переход на БОР в корне изменил не только содержание всех стадий бюджетного процесса, но и саму концепцию управления государственными расходами, поскольку это потребовало использования программно-целевых методов бюджетирования и формирования бюджета в программном формате. Программно-целевое бюджетирование позволяет объединить все способы достижения целей государственной политики. В связи с этим его можно рассматривать как один из наиболее перспективных инструментов повышения эффективности государственного сектора. |
|
65–88
|
В статье рассмотрены итоги последнего по времени этапа реформирования института государственной службы Российской Федерации в 2009–013 гг. Сделан обзор и проведен краткий критический анализ основных вех развития госслужбы, сформулированы тенденции ее будущего развития. При анализе использовались правовые акты и документы государственных органов, данные официальной статистики, материалы собственных исследований автора в сопоставлении с результатами аналогичных исследований ведущих практиков в рассматриваемой сфере. Цель статьи состояла в обосновании утверждения, что недостатки реформы носят не технический, а системный характер, проистекают из отсутствия целеполагания и контроля со стороны единого органа управления. В рамках достижения названной цели по итогам проведения социологических исследований собраны данные о характеристиках кадров государственной службы, построена схема управления кадровой политикой. В итоге предложены возможные направления дальнейшего реформирования, среди которых: увязка реформы госслужбы с бюджетным процессом и планированием работы Правительства РФ, изменение принципов комплектования государственных органов на основании планирования потребности в кадрах, расширение практики аутсорсинга функций на госслужбе. Сделан вывод о необходимости выстраивания целостной системы управления госслужбой на базе ее научно обоснованной модели. Перевод реформирования госслужбы в плоскость системной работы определен как важнейшее условие повышения эффективности государственного управления и решения государством стоящих перед ним социально-экономических задач. |
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
120–144
|
В статье представлен анализ развития государства благосостояния в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и в России; главное внимание уделяется изменениям, происходившим в период с начала 1990-х гг. в основных сегментах социальной сферы, таких как здравоохранение, социальное страхование и институты рынка труда. Исследуя эти трансформации, автор обращается к дискуссиям, которые велись специалистами по вопросам об их внутренних движущих силах, а также о роли международных финансовых институтов и Европейского союза в проводившихся реформах. В качестве важнейших факторов, определивших траектории трансформационных процессов, рассматриваются зависимость от прошлого развития и способность стран к ее преодолению, а также ресурсные ограничения. Автор показывает, как реструктуризация социальной сферы, сокращение в ней роли государства и усиление рыночных начал изменили соотношения между частной и публичной ответственностью за благосостояние общества. Показаны различия траекторий, по которым шли преобразования в отдельных странах. В странах ЦВЕ социальная сфера оказалась сложенной из "слоев", сформированных остаточными элементами консервативного бисмаркианского социального страхования, государства благосостояния солидаристского, коммунистического типа, а также элементами либеральной рыночной модели. В России, пережившей более глубокий трансформационный кризис, либерализация и уход государства из социальной сферы вначале приняли более значительные масштабы; затем роль государства усилилась, и социальная политика стала приобретать патерналистский характер. Во всех случаях модели, сложившиеся в результате реформ, не вписываются ни в одну из известных типологий государства благосостояния. |
|
145–170
|
Статья посвящается новейшей истории и современному состоянию кадровых аспектов государственного управления, иными словами –серьезной модернизации теории бюрократии и практическим попыткам ее совершенствования. Дан обширный библиографический анализ специальной, главным образом американской литературы в данной области, содержащий в том числе критические оценки последствий реформ и состояния американской госслужбы. Проводятся аналогии с состоянием аналогичной российской системы. Главный вектор изменений –стремление к дебюрократизации исполнительной власти, поиск ее новой, ограниченной по функциям и подконтрольной гражданскому обществу модели, в частности повышение уровня человеческого капитала, занятого в госаппарате через радикальное обновление его кадров, всемерное развитие НКО. Эра "большого правительства" пришла к концу. Процесс реформирования оказался нелегким, неоднозначным по кратковременным последствиям, со взлетами, затуханиями и периодической корректировкой избранного пути, но с неизменной общей направленностью. А в более широком плане он представляет значительный интерес с точки зрения общей теории государства, поскольку происходящее можно охарактеризовать как поиск нового типа государства, более соответствующего современным реалиям и потребностям. |
|
171–194
|
В какой степени отношение к деньгам –и, в частности, любовь к деньгам –обуславливает взаимосвязь между мотивацией служения обществу и удовлетворенностью работой среди государственных служащих в Китае? Авторы собрали данные по государственным служащим, работавшим на условиях полной занятости и по совместительству проходившим обучение для получения степени магистра по государственному и муниципальному управлению в Восточном Китае. Результаты регрессионного анализа, подтвержденные факторным анализом, свидетельствуют, что любовь к деньгам у государственного служащего влияет на взаимосвязь между мотивацией служения обществу и удовлетворенностью работой. То есть чем сильнее у людей любовь к деньгам, тем в большей степени их мотивация служения обществу связана с удовлетворенностью работой. Этот вывод подтверждает "эффект увеличения". Иначе это объясняется тем, что для заинтересованных в деньгах государственных служащих, при этом отовых работать на одном месте "за миску риса", высокий уровень удовлетворенности работой обуславливается получением большей результативности (отдачи) за меньшие потраченные усилия, по крайней мере в рамках китайской культуры. Подобные выводы выглядят нелогичными, учитывая китайскую систему ценностей, теорию справедливости, институциональную подготовку государственных служащих, внутриведомственную этику и коррупцию. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
195–222
|
В последнее время увеличивается количество государственных программ предоставления субсидий социально ориентированным НКО (СОНКО) и, как следствие, растет потребность в оценке их результатов. Органы власти, осуществляющие субсидирование НКО, не выработали единого подхода к учету софинансирования как фактора государственной поддержки и результативности НКО. В данной статье на примере конкурсов Минэкономразвития России на предоставление субсидий СОНКО в 2011–012 гг. исследуется, как государственное финансирование влияет на привлечение НКО средств из различных источников софинансирования, а также то, как привлекаемое софинансирование связано с количественно измеряемыми результатами деятельности организации. В основе исследования лежат конкурирующие теории Лестера Саламона и Ричарда Штайнберга о привлечении и вытеснении, соответственно, частного финансирования государственным. На основе обработки отчетов организаций, получивших субсидии, и проведенного корреляционного анализа установлено, что государственное финансирование СОНКО в целом положительно связано с внешним софинансированием (стимулирует его), в особенности от других НКО, коммерческих организаций, других органов власти, граждан, зарубежных организаций. Софинансирование, получаемое от российских НКО, российских граждан, иностранных и международных организаций, а также из "президентских грантов", положительно связано с результатами деятельности организаций. Характер (обусловленность) зависимости подлежит дальнейшему исследованию. В целом сделан вывод о достаточно высоком уровне результативности организаций, получивших федеральную субсидию. |
|