|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2014. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–26
|
Коррупциогенность российских нормативных правовых актов (наличие в них "правовых" предпосылок коррупции –коррупциогенных факторов) в настоящее время общепризнанна. Так же общепризнанны необходимость ее снижения (ликвидации) и официальная методика, с помощью которой должна решаться эта задача. В статье официальная методика антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (АЭ НПА) проанализирована с позиций стартового потенциала АЭ НПА, ее стартовых идей и методик. Систематизированы те требования к технологии преодоления коррупциогенности НПА, которые были сформулированы в ходе экспертной подготовки и апробации методик преодоления коррупциогенности НПА, но не были учтены при подготовке действующей официальной методики АЭ НПА. Анализ приводит к выводу, что действующая методика АЭ НПА является методикой только первичной экспертизой коррупциогенности НПА. Для обеспечения результативности АЭ НПА действующая официальная методика должна быть дополнена: во-первых, инструментами преодоления коррупциогенности НПА в ее составе (не учитываемыми в настоящее время типами коррупциогенных факторов; признанием в качестве основания идентификации коррупциогенных факторов поддерживаемых ими коррупционных практик; требованиями коррекции норм, содержащих коррупциогенные факторы, обеспечивающей их ликвидацию); и, во-вторых, смежными технологиями (методиками) снижения (ликвидации) коррупциогенности НПА (в том числе специализированной (предметной) экспертизой НПА на коррупциогенность; анализом коррупционных практик в применении НПА). |
|
27–46
|
Тарифное регулирование в отраслях естественных монополий, проходящих реформирование, способно создавать угрозу для конкуренции. В определенных случаях неверно установленные тарифы могут оказывать негативное влияние как на регулируемый вид деятельности, так и на смежные рынки, и приводить к потерям для покупателей. Уровень тарифов для конечных потребителей, также как и тарифов на использование ключевых инфраструктурных мощностей, влияет на стимулы для входа в отрасль новых участников, в то время как вход является необходимым условием успеха реформы. В статье проанализированы возможности предотвращения ограничений конкуренции на рынках естественных монополий c помощью применения антимонопольного законодательства, с использованием примеров из международного опыта. Показаны особенности российского антимонопольного законодательства, влияющие на возможность его использования для предотвращения ограничений конкуренции на дерегулируемых рынках. Продемонстрированы причины того, что предлагаемый антимонопольный контроль за соблюдением процедур назначения тарифов может иметь ограниченный эффект в силу специфики воздействия регулируемых тарифов на конкуренцию, а также потенциальных противоречий между принципами отраслевого регулирования и требованиями антимонопольного законодательства в России. Показаны альтернативные способы организации тарифного регулирования, способствующего развитию конкуренции и повышению благосостояния покупателей. |
|
47–68
|
Серьезные демографические изменения, наблюдаемые сегодня в мире, ставят перед государством непростые проблемы. Старение населения снижает уровень экономической активности и увеличивает средний возраст рабочей силы, повышает пенсионную нагрузку на работающих. Между тем параллельно наблюдается процесс расширения трудовой занятости пожилых, и не только в тех странах, где повышался в последние годы официальный пенсионный возраст, но и в России, где этого пока не произошло. Трудовая деятельность пожилых (как формальная, так и неформальная) – одна из ключевых составляющих активного долголетия, и любые меры государственной политики, способствующие ее расширению, важны как для роста экономики, так и для благополучия стареющего общества в целом. В статье на данных Росстата и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ прослеживаются динамика занятости пожилого населения России и тенденции накопления человеческого капитала пожилыми в последнее двадцатилетие. Показано, что растет объективный потенциал занятости пожилых и вместе с тем отсутствуют специальные государственные программы поддержки и расширения такой занятости. Проводится обзор и дается типология мер государственной политики в отношении стареющий рабочей силы в странах ОЭСР. В заключение обсуждаются возможности применения аналогичных мер в России. |
|
69–94
|
В развитых странах программы укрепления здоровья на рабочем месте получили широкое распространение. Их реализация выгодна как работникам, так и работодателям и обществу в целом за счет изменения поведения и образа жизни работников (отказ от курения и алкоголя, правильное питание, физическая активность, борьба со стрессом и т.д.). Такие программы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал. По этой причине правительства развитых стран активно поддерживают предприятия, реализующие программы укрепления здоровья для своих работников и членов их семей. Несмотря на возросшее внимание к проблемам здорового образа жизни в России, программам поддержания здоровья на рабочем месте до сих пор уделялось недостаточно внимания. В статье анализируются выгоды, связанные с реализацией этих программ; исследуются распространенные в мире меры их государственного стимулирования (в том числе гранты, налоговые льготы, специальные меры поддержки малых и средних предприятий, национальные программы и пилотные проекты, а также разнообразные меры информационной поддержки предприятий). Обсуждаются возможности применения зарубежного опыта с учетом российской специфики. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
95–103
|
Внедрение управления по результатам на протяжении последнего десятилетия являлось одним из приоритетов развития государственного управления в России, а с течением времени актуальность данного направления только возрастает. Журнал «Вопросы государственного и муниципального управления» регулярно публикует обзоры экспертных круглых столов по этой тематике. В этом номере представлены результаты V круглого стола, посвященного развитию механизмов и инструментов управления по результатам как основы государственного управления «нового поколения», проведенного в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
118–135
|
В статье рассматриваются проблемы, связанные с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четкого определения таких базовых государственных функций, как "государственный контроль", "государственный надзор" и "разрешительные функции государства". Соответствующие понятия не разграничены надлежащим образом и во многом дублируются. На основании проведенного анализа нормативно-правовой базы, регламентирующей контрольно-надзорные и разрешительные функции государства, а также научных источников, посвященных указанной проблеме, авторами были выявлены основные признаки и содержание вышеуказанных понятий. Государственный и муниципальный контроль должен рассматриваться как самостоятельная системная функция федеральных и региональных государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, являющаяся неотъемлемым элементом процесса государственного управления и местного самоуправления. В статье сформулированы предложения по созданию комплексной модели системы государственного контроля, включающей в себя в качестве самостоятельных подфункций деятельность уполномоченных государственных органов: по осуществлению государственного надзора; по предоставлению разрешений на совершение юридически значимых действий; проведению государственных экспертиз; формированию государственных информационных ресурсов. Также в статье перечислены предлагаемые авторами принципы и методы осуществления государственного и муниципального контроля. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
136–152
|
Экспертиза, осуществляемая при реализации государственных функций по контролю и надзору, а именно система привлечения экспертов и экспертных организаций, является одним из важнейших элементов контрольно-надзорной деятельности государстваЦель настоящей работы –выявление международных тенденций использования различных механизмов привлечения экспертов и экспертных организаций в рамках реализации контрольно-надзорных функций, их сравнение с отечественным трендом развития системы привлечения экспертов при реализации государственного контроля и надзора и описание взаимосвязи между особенностями системы регулирования, принятой в стране, и используемыми механизмами привлечения экспертов. Для этого было проведено исследование процесса оказания трех функций, предполагающих участие экспертов: регулирование доступа к ограниченным ресурсам на примере радиочастотного спектра, контроль в области безопасности пищевых продуктов, а также контроль в области строительства на примере функции экспертизы проектной документации. Выбор функций обусловлен их широкой распространенностью в большинстве стран, массовостью (осуществление данных функций в той или иной степени затрагивает значительную часть населения страны), а также характером их исполнения –для реализации каждой из них в тех или иных видах привлекаются независимые эксперты или экспертные организации. Исполнение данных функций было рассмотрено на примере Соединенных Штатов Америки, Германии и Казахстана. Сравнение международного и отечественного опыта организации оказания услуг экспертизы в рамках выбранных контрольно-надзорных функций позволяет сделать вывод o высокой интенсивности административного контроля в России и наибольшей распространенности механизмов, связанных с привлечением подведомственных организаций по сравнению с другими механизмами. |
CASE-STUDY
|
153–178
|
Необходимость вовлечения жителей в разработку бренда города обусловливает актуальность поиска новых подходов оценки вовлечения жителей в процесс разработки бренда. Цель статьи –разработать и апробировать на примере российского города классификацию механизмов и общие принципы вовлечения жителей. В первой части статьи предлагается классификация механизмов его реализации и разрабатывается система количественной и качественной оценки. Во второй части статьи разработанные механизмы и методы апробируются на примере разработки бренда города Добрянка. Успех разработки бренда Добрянки, выраженный в явном принятии жителями разработанного бренда, позволил на основе эмпирических данных описать новые подходы к измерению принятия бренда. Апробация разработанной классификации механизмов вовлечения и продемонстрированная возможность многогранного измерения уровня вовлечения на примере Добрянки являются примером научного подхода к брендингу города, который может привести к успеху. Результаты, описанные в статье, будут полезны как в практической работе с городами, так и при дальнейшем развитии теоретической основы территориального брендинга. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
179–196
|
Сложившаяся к настоящему времени в Российской Федерации система возмещения государством повышенных материальных и физиологических затрат государственных служащих в связи с прохождением ими службы в государственных органах, расположенных в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах и безводных местностях, имеет ряд недостатков. Они связываются с коэффициентными диспропорциями существующего районного регулирования оплаты труда государственных служащих по видам государственной службы с тем, что в России не существует единой системы коэффициентов и надбавок для военнослужащих, государственных гражданских служащих и служащих органов внутренних дел, компенсирующих прохождение службы в неблагоприятных условиях, нет единого учета коэффициентов и надбавок в денежном содержании гражданских служащих и денежном довольствии военнослужащих при расчете им размера пенсии. Анализ законодательства по данному вопросу позволил увидеть имеющиеся противоречия в оплате военнослужащих, государственных гражданских служащих и служащих органов внутренних дел, проходящих государственную службу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, основной причиной которых является отсутствие в российском законодательстве основополагающего федерального нормативного акта о районном регулировании оплаты труда работников предприятий и организаций, расположенных в указанных местностях, который бы устанавливал единый порядок предоставления гарантий и компенсаций для соответствующего круга лиц. Делается вывод о необходимости принять заново часть норм, регулирующих отношения на государственной службе, разработать и утвердить единый для всех видов государственной службы федеральный закон о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. |
|