|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2019. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
35–60
|
Необходимость повышения гибкости рынка труда и его адаптивности к различным шокам требует от органов госуправления такой перенастройки его институтов, которая наиболее полно соответствует современным социально-экономическим условиям. Основная цель данной статьи – сравнение двух этапов реформирования рынка труда (1990–2007 и 2008–2017 гг.) в странах ОЭСР. Анализ сосредоточен на наиболее важных институтах рынка труда: законодательстве о защите занятости, системе установления заработной платы и активных программах. Задача исследования в том, чтобы выявить основной вектор происходящих здесь изменений, проанализировать особенности и итоги проводимых преобразований и, главное, ответить на вопрос, способствовали ли новые регулирующие нормы повышению гибкости рынка труда. В основе исследования лежит институциональный анализ. В отечественной литературе реформа рынка труда в странах с развитой и переходной экономикой рассматривается либо в страновом аспекте, либо применительно к отдельным направлениям реформирования. Особенностью данной работы является взаимосвязанный анализ реформирования трех основных институтов рынка труда, а также получение ответа на вопрос, почему после почти двух десятилетий реформ потребовалась новая перенастройка политики на рынке труда. Основными источниками статистической информации стали: База данных ОЭСР по занятости и рынку труда (Employment and Labour Market Statistics Database); База обновленных данных по законодательству о защите занятости (Employment Protection Database, 2013 update); База данных по расходам и участникам программ активной политики (Public expenditure and participant stocks on LMP). Знакомство с основными направлениями подобных реформ в странах ОЭСР, их положительными итогами и возможными негативными последствиями позволит государственным органам Российской Федерации выбрать наиболее оптимальный вариант институциональных изменений.
|
|
61–84
|
Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) играют большую роль в развитии экономики страны, в связи с чем государством предусмотрены различные формы их поддержки. Однако многообразие официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах такой поддержки, а также невысокое ее качество ограничивают доступ к отдельным формам поддержки МСП. Цель предлагаемого исследования состоит в изыскании оптимальных способов предоставления полной и унифицированной информации о формах государственной поддержки субъектов МСП. Для ее достижения был осуществлен комплексный анализ действующего законодательства о формах поддержки данных субъектов, о государственных и муниципальных услугах, электронном правительстве, а также официальных электронных ресурсов, содержащих информацию о формах поддержки таких субъектов. В результате осуществленного анализа был сделан вывод о возможности отнесения форм государственной поддержки МСП к государственным услугам, что позволит интегрировать их в структуру электронного правительства России.
|
|
85–110
|
В настоящее время методический инструментарий оценки результатов управления объектами государственной собственности как единым имущественным комплексом региона отсутствует. В статье предложен комплексный подход к оценке деятельности органов публичной власти по управлению государственными активами с точки зрения реализации ими триады правомочий собственника: владения, пользования, распоряжения. Авторами разработана сбалансированная система показателей, отражающая результаты использования объектов государственной собственности субъекта РФ, переданных на праве оперативного управления государственным учреждениям, на праве хозяйственного ведения – государственным унитарным предприятиям, а также результаты управления пакетами акций (долями) хозяйственных обществ, находящихся в государственной собственности. Предложенная система индикаторов включает набор расчетных, сводных и дополнительных показателей оценки, что позволяет получить комплексные сведения об изменении стоимости, о состоянии и качестве государственного имущества, используемого для оказания услуг и выполнения работ общественно значимого характера, а также о профильном и целевом использовании данного имущества, доходах от его использования, расходах на его содержание и темпах его обновления. Проведен анализ результатов использования объектов государственной собственности Иркутской области за 2016–2017 гг. Апробация предложенной системы показателей доказала возможность ее использования в качестве основы для разработки и внедрения информационно-аналитической системы поддержки принятия решений в сфере земельно-имущественных отношений.
|
|
111–135
|
В статье рассматривается проблема соотношения концентрации рынка медицинских услуг и интеграции деятельности медицинских служб, измеряемая показателями, характеризующими совместную работу врачей, координацию клинических действий и преемственность лечения в амбулаторных и стационарных условиях. Обзор зарубежного опыта показывает значительные масштабы концентрации, главной формой которой является формирование в ведущих западных странах крупных больничных и амбулаторно-стационарных объединений. При этом интеграционные мероприятия проводятся далеко не во всех объединениях и не в полном объеме. Эмпирические оценки результатов этого процесса демонстрируют позитивное влияние укрупнения больниц на показатели качества медицинской помощи и снижение удельных затрат на одну госпитализацию, но одновременно с этим отсутствуют однозначные свидетельства результативности функционирования медицинских объединений. В России масштабы концентрации столь же значительны. В статье рассматриваются конкретные проявления этого процесса и его результаты. Делается вывод о том, что укрупнение и слияния медицинских организаций хотя и расширяют возможности для маневра ресурсами, тем не менее не обеспечивают заметного приращения эффекта деятельности крупных медицинских объединений. Такой результат связан прежде всего со слабостью реальных интеграционных действий. Данные проведенных социологических исследований показывают низкий уровень взаимодействия врачей отдельных медицинских служб. Авторами представлены рекомендации по управлению концентрацией, главная из которых – повышение уровня обоснований решений об объединении медицинских организаций, акцентуация на достижении реальной интеграции системы. Результаты проведенного исследования представляют интерес для специалистов по разработке политики в сфере охраны здоровья, руководителей и работников органов управления здравоохранением всех уровней.
|
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
136–159
|
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития России во многом связано с управлением на основе права. Эта связь нелегко обнаруживается и обеспечивается ввиду разновекторности развития управления. Несмотря на выдвижение стратегических целей, происходят отклонения в правовой сфере от установленных целей и принципов правового регулирования. Статья построена на основе обобщения материалов деятельности публичных и экономических институтов, опыта многолетнего участия автора в подготовке проектов законов и иных правовых актов, а также изучения практики их реализации. Использованы данные социальных исследований, научные материалы по данной теме. В ходе анализа проблем удалось выявить систему правовых регуляторов, с помощью которых устанавливаются стратегические и национальные цели страны и отдельных сфер развития экономики. Обосновывается необходимость интернационализации административного права на основе национально-государственного суверенитета и институтов международного права с учетом лучших образцов иностранного административного права. Рассматриваются способы взаимодействия субъектов управления и вносятся предложения по обеспечению их согласованной деятельности, что позволит выстроить стройную систему процесса реализации правовых актов для решения задач управления, начиная с международных актов, конституций и законов и заканчивая локальными актами, саморегулированием и профессиональными этическими кодексами. Важным вектором развития управления являются активное использование человеческого фактора и обеспечение участия граждан в управлении делами государства. Пока же наблюдаются пассивность людей при разнообразии их социально-правовых ролей. Публичные институты могут остаться без поддержки граждан. Между тем социология права и юридическая психология способствуют увеличению «зоны» правомерного поведения и эффективности правовых решений и действия. Необходимо учитывать и влияние внешней среды на правосознание и поведение граждан. Поведенческий механизм управления и права подвергается изменениям ввиду повышения удельного веса новых информационных технологий. Цифровизация влияет на компетентность органов и реализацию решений, на стиль деятельности управленческого персонала, на общее пространство регулирования. Программы роботизации расширяют возможности сужения учетно-отчетных и финансовых операций, увеличивают объем прогнозно-аналитических функций управления. Здесь требуется последовательное решение правовых, организационных и иных задач. Главное заключается в повышении качества управления для достижения стратегических целей страны.
|
ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
160–189
|
Привлечение молодежи на государственную службу является одной из важнейших задач, которая позволяет решать многие проблемы государственных организаций. Омоложение стареющего кадрового состава, внедрение новейших подходов в систему государственного управления, свежий взгляд на профессиональную деятельность, высокая мотивация к изменениям – вот далеко не полный список тех возможностей, которые открываются благодаря найму молодежи. Цель настоящего исследования – выявить, сравнить и обобщить подходы и технологии, разработанные в некоторых регионах РФ для стимулирования притока молодежи на государственную службу; сформулировать рекомендации для государственных и муниципальных организаций, способствующие привлечению на государственную службу наиболее профессиональной и мотивированной молодежи. Основная гипотеза исследования: действующая в РФ модель привлечения персонала на государственную и муниципальную службу создает необходимые предпосылки для найма и закрепления молодых кадров. Как представляется авторам статьи, доказательство данной гипотезы чрезвычайно важно на фоне системного сопротивления отечественной бюрократии, выдвигающей множество надуманных аргументов в обоснование провалов решения задачи омоложения кадрового состава и повышения качества человеческого капитала государственных и муниципальных организаций. Для проверки обозначенной гипотезы использованы следующие методы эмпирического исследования: обобщены данные нормативно-правовых документов, материалов научных конференций, статей в научных журналах по вопросам найма молодежи и работы с резервом кадров на государственной и муниципальной службе за последние пять лет; проведена количественная и качественная обработка банка данных департамента государственной гражданской службы Минтруда РФ по конкурсу «Лучшие кадровые практики на государственной гражданской и муниципальной службе» за 2015–2017 гг.; осуществлен содержательный анализ интернет-сайтов более 200 государственных и муниципальных организаций; проведены экспертные интервью с представителями отобранных государственных и муниципальных организаций. Полученные результаты позволили охарактеризовать действующую модель найма на госслужбу в РФ (в ее нормативных, социально-экономических, административных и инструментальных аспектах) как работоспособную, а задачу привлечения молодежи на работу в государственные и муниципальные организации – как решаемую. Авторы обосновывают необходимость более широкого и полного использования возможностей правового, финансового, управленческо-административного и компетентностного (профессионального) подходов к сложившейся в РФ модели найма на государственную и муниципальную службу для омоложения ее кадрового состава.
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
190–210
|
В настоящее время командированные работники2 в странах Европейского союза (далее – ЕС) не являются новым феноменом. Первые европейские договоры (Парижский и Римский) предоставили возможность свободно передвигаться в поисках работы. До расширения ЕС в 2004 г. передвижение работников не было таким интенсивным и в него были вовлечены в основном работники управленческого звена. В данный момент все большее число работников курсирует между странами ЕС, и это имеет положительное и отрицательное влияние на реализацию политики командированных работников. Авторы данного исследования рассматривали следующие вопросы: каково состояние сотрудничества и обмена информацией между заинтересованными субъектами, участвующими в процессе принятия решений по вопросам политики командированных работников в Швеции? Как и в какой степени обмен информацией между заинтересованными субъектами влияет на сотрудничество в сфере командированных работников в Швеции? Авторы использовали смешанную методологию, а выбор методов задал логику исследования. Вначале был проведен анализ литературы, затем анализ случая и полуформализованные глубинные интервью. Во время исследования установлено, что обмен информацией и партнерство между заинтересованными субъектами в сфере командированных работников основываются на шведской модели. В данной модели основным регулятором рынка является профсоюз, который обменивается информацией с партнерами через институционализированные каналы (предоставление коллективных договоров, совместные инспекции и диалоги).
|
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
211–228
|
В статье анализируются место и роль Российской Федерации в системе международного антикоррупционного взаимодействия, исследуется политико-правовой механизм реализации российским государством и уполномоченными на то органами подписанных международных конвенций, договоров и соглашений. Автором обосновывается положение о том, что важнейшей предпосылкой успешности международного сотрудничества является не только согласованность политик, антикоррупционных стратегий и соответствующих инструментов, но и наличие соответствующей политической воли, конструктивность действия по линии главы государства и Правительства, Генеральной прокуратуры, Министерства иностранных дел, правоохранительных и судебных органов, ведомств финансово-экономического блока, контрольно-надзорных структур. Подчеркивается, что практика противодействия коррупции требует не ординарно-конъюнктурного, а концептуально-углубленного анализа политического, правового, экономического и социально-нравственного компонентов международного антикоррупционного сотрудничества, научно обоснованного, системного и конструктивного действия.
|
|