АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ЗАНЯТОСТЬ

  • Шевцова Инесса Витальевна Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова https://orcid.org/0000-0003-1518-6277
  • Днепровская Наталья Витальевна Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации https://orcid.org/0000-0002-9600-8474
Ключевые слова: цифровая трансформация образования, цифровой документ, электронный диплом, цифровой диплом, цифровизация государственного управления, высшее образование

Аннотация

Цифровой документ об образовании (далее – ЦДО) является одним из средств поддержки цифровой трансформации профессиональной занятости и образования. Цель исследования выявить влияние ЦДО на систему подготовки кадров и высшее образование. На основе анализа правовых актов было выделено две формы ЦДО (электронный документ и цифровая запись в государственной информационной системе (далее – ГИС)) и систематизированы их свойства. Электронная форма наделяет документы следующими свойствами: автоматизированного подтверждения квалификации, подготовки и обработки данных. Цифровая форма способствует трансформации отношений между заинтересованными сторонами в сфере образования и занятости. ЦДО ведет к замене прямых взаимодействий между вузом, выпускником и работодателем на цифровые опосредованные через ГИС. Анализ ЦДО в контексте цифровизации государственного управления и экономики показал высокую важность сбора и обработки расширенных сведений о выпускниках, направлениях профессиональной подготовки и образовательных организациях, а также генерации новых данных в качестве информационного обеспечения управления образованием и образовательной организацией. ЦДО поддерживает развитие занятости с использованием платформ за счет доступа к полным и достоверным сведениям о профессиональной подготовке специалистов. Влияние ЦДО распространяется на государственное управление, административную работу вуза и платформенную занятость граждан, но не затрагивает учебный процесс. Проведенный среди студентов опрос выявил их неготовность к ЦДО и необходимость переходного периода для продвижения преимуществ ЦДО. Главные преимущества состоят в возможности аналитической обработки цифровых данных для эффективности управления системой подготовки кадров и в создании юридически значимой среды электронного взаимодействия с документами об образовании для улучшения качества занятости и бизнес-климата в России в целом.

Скачивания

Биографии авторов

Шевцова Инесса Витальевна, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Кандидат экономических наук, доцент кафедры математических методов и информационных технологий в управлении, факультет государственного управления

Днепровская Наталья Витальевна, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры бизнес-информатики

Литература

1. Бельдова М.В. Государственный учет видов документов: вопросы и перспективы // Вестник ВНИИДАД. 2019. № 6. С. 56–62.
2. Бодров А.В., Фатхуллин Р.Р. О злоупотреблении правом на бесплатное высшее образование: стратегия действий образовательной организации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2023. Т. 15, № 1. С. 10–19.
3. Васильева Е.В., Днепровская Н.В. Концептуализация кадровой экосистемы в цифровой среде // Информационное общество. 2024. № 2. С. 52–67. DOI:10.52605/16059921_2024_02_52
4. Днепровская Н.В., Шевцова И.В. Формирование экономических свойств цифровой среды // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2024. № 4. С. 114–134. DOI:10.55959/MSU0130-0105-6-59-4-6
5. Донских О.А. Новая нормальность? // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 10. С. 56–64. DOI:10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64
6. Захарова У.С., Вилкова К.А., Абрамов Р.Н. Применение МООК в преподавании в российских вузах: почему нет роста спроса на них в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение? // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 2. С. 125–148. DOI:10.31992/0869-3617-2023-32-2-125-148
7. Ковшикова Е.В., Шиндряева И.В., Шиндряев С.О. Трансформация системы информационно-документационного обеспечения как основа цифровизации системы государственного управления // ЦИТИСЭ. 2020. № 2. С. 308–316. DOI:10.15350/2409-7616.2020.2.28
8. Мехдиев Э.Т., Плеханова Е.А. Развитие систем электронного документооборота в цифровой экономике // Дискуссия. 2023. № 116. С. 58–70. DOI:10.46320/2077-7639-2023-1-116-58-70
9. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 40–57. DOI:10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57
10. Петрунин Ю.Ю., Агаян Г.М., Бухарин В.В., Григорян А.А., Шевцова И.В., Шикина Г.Е. Интеграция математических методов и цифровых технологий как основа создания комплекса фундаментальных курсов в подготовке современных управленческих кадров // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. Т. 21, № 1. С. 139–167. DOI:10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-139-167
11. Попова С.С., Беденкова А.С. Цифровой профиль: определение и применение в государственном управлении // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. Т. 21, № 1. С. 98–120. DOI:10.55959/MSU2073-2643-21-2024-1-98-120
12. Рожкова К.В., Рощин С.Ю., Солнцев С.А., Травкин П.В. Отдача на магистерскую степень на российском рынке труда // Вопросы экономики. 2021. № 8. С. 69–92. DOI:10.32609/0042-8736-2021-8-69-92
13. Синявская О.В., Бирюкова С.С., Горват Е.С. и др. Платформенная занятость в России: масштабы, мотивы и барьеры участия: аналитический доклад. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. DOI:10.17323/978-5-7598-2494-7
14. Титаренко Л.Г. Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 3. С. 58–68. DOI:10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-58-68
15. Словарь видов и разновидностей управленческой документации. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД), 2014. URL: https://archives.gov.ru/sites/default/files/2014-slovar-upravl-documents.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
16. Шамсутдинова Т.М. Применение технологии блокчейн для выдачи цифровых дипломов: проблемы и перспективы // Открытое образование. 2018. Т. 22, № 6. С. 51–58. DOI:10.21686/1818-4243-2018-6-51-58
17. Южаков В.Н., Покида А.Н., Зыбуновская Н.В., Старостина А.Н. Влияние цифровизации на качество государственного управления – через призму оценок граждан (на основе социологических опросов РАНХиГС 2022–2024 гг.) // Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. № 2. С. 85–109. DOI:10.17323/1999-5431-2024-0-2-85-109
18. Южаков В.Н., Старостина А.Н. Цифровое взаимодействие граждан и государства: оценка результативности с позиции граждан // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2024. Т. 21, № 1. С. 82–97.
19. Aleksynska M. Digital work in Eastern Europe: overview of trends, outcomes and policy responses // ILO Working Paper. 2021. No. 32. International Labour Organization, Geneva.
20. Castro R.Q., Au-Yong-Oliveira M. Blockchain and Higher Education Diplomas // European Journal of Investigation in Health, Psychology and Education. 2021. Vol. 11, no. 1. P. 154–167. DOI:10.3390/ ejihpe11010013
21. Dneprovskaya N.V., Kang S.-B. C., Shevtsova I.V. Evolution of the Competencies to Embrace Digital Technology for Sustainable Development. In: Extended Abstracts of the 2022 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems (CHI EA '22). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 2022. Article 461. P. 1–8. DOI:10.1145/3491101.3519730
22. Finandhita A., Afrianto I. Development of e-diploma system model with digital signature authentication // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – IOP Publishing. 2018. Vol. 407, no. 1. Art. no. 012109. DOI:10.1088/1757-899X/407/1/012109
23. Forster A.G., Bol T., van de Werfhorst H.G. Vocational Education and Employment over the Life Cycle // Sociological Science. 2016. No. 3. P. 473–494. DOI:10.15195/v3.a21
24. Noble D.F. Digital diploma mills: The automation of higher education // Science as Culture. 1998. Vol. 7, no. 3. P. 355–368. DOI:10.1080/09505439809526510
25. Katz Raul L. Social and economic impact of digital transformation on the economy // GSR‐17 Discussion paper. 2017. URL: https://www.itu.int/en/ITU-D/Conferences/GSR/Documents/GSR2017/Soc_Eco_impact_Digital_transformation_finalGSR.pdf (дата обращения: 07.03.2025).
26. Kwasnik B H., Crowston K. Genres of digital documents: Introduction to the special issue // Information Technology & People. 2005. Vol. 18, no. 2. P. 76–88. DOI:10.1108/09593840510601487
27. Rudakov V., Figueiredo H., Teixeira P., Roshchin S. Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia // Journal of Education and Work. 2022. Vol. 35, no. 6–7. P. 680–699. DOI:10.1080/13639080.2022.2126966
28. Umar M., Xu Y., Mirza S.S. The impact of Covid-19 on Gig economy // Economic Research – Ekonomska Istraživanja. 2021. Vol. 34, no. 1. P. 2284–2296. DOI:10.1080/1331677X.2020.1862688
29. Veselá L, Radiměřský M. The development of electronic document exchange // Procedia Economics and Finance. 2014. Vol. 12. P. 743–751. DOI:10.1016/S2212-5671(14)00401-8
30. WEF. The Global Human Capital Report. 2017. URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-human-capital-report-2017 (дата обращения: 07.03.2025).
Опубликован
2025-03-11
Как цитировать
Инесса ВитальевнаШ., & Наталья ВитальевнаД. (2025). АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОКУМЕНТОВ ОБ ОБРАЗОВАНИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ЗАНЯТОСТЬ. Вопросы государственного и муниципального управления, (1), 93-115. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2025-0-1-93-115
Выпуск
Раздел
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА