|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2010. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–15
|
Модернизация и технологическое развитие экономики региона, ее переход наинновационный путь развития требуют не только повышения эффективностииспользования доступных ресурсов, создания потенциала и условий для инновационного развития, но и предполагают серьезные организационные и структурныеизменения в деятельности региональных органов государственной власти, отвечающих за реализацию региональной экономической политики. Структура регионального экономического ведомства в этих условиях должнастроиться не в соответствии с хозяйственной структурой экономики региона (отраслевой подход), а исходя из структуры генерируемых доходов (проектный подход).В статье подробно рассмотрены направления совершенствования структуры региональной экономической политики в новых условиях, преобразования ее целей, задач и функций, влекущих за собой изменение подходов, методов работы иструктурной организации регионального экономического ведомства, отвечающегоза успешность ее реализации (на примере Республики Карелия). |
|
16–31
|
Анализируется эффективность использования региональных ресурсов в аграрном производстве. Производится оценка динамики изменения производства сельскохозяйственной продукции на территории региона, и анализируются продовольственные балансы. Выявляется межрегиональная конкуренция по объемамбюджетной поддержки регионов. Предлагаются инструменты повышения конкурентоспособности аграрной отрасли территорий на основе стимулирования развития аграрного бизнеса и малых форм хозяйствования на селе. |
|
32–49
|
Вопрос о необходимости дальнейшего развития малого предпринимательствавозникает сегодня в России на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном. В его решении видят возможность ускорения происходящего в Россиипроцесса модернизации экономики – перевода ее на инновационный путь развития.Само же решение – в нахождении наиболее эффективных моделей поддержки малого предпринимательства. Поскольку формирование малого предпринимательствапроисходит на муниципальном уровне, внимание в первую очередь должно быть обращено именно туда. Автор выделяет три основных этапа взаимодействия малого бизнеса и местной власти: первый этап (с 1990 по 2003 г.) – фаза активного поиска моделей под-держки; второй этап (с 2003 по 2007 г.) – фаза реформы местного самоуправленияи пореформенного развития; третий этап (с начала 2008 г. и до настоящего времени) – фаза пассивных действий органов местного самоуправления и ограниченныхвозможностей в вопросах поддержки малого предпринимательства. Характери-стика этих этапов также приводится в статье. |
|
50–67
|
В данной статье содержится анализ эмпирических данных, полученных в ходе проведения в период с ноября 2006 г. по июнь 2010 г. исследовательских проектов НУЛ «Лаборатория муниципального управления» Государственного университета – Высшей школы экономики в муниципальных образованиях Кировской, Архангельской, Костромской, Калининградской областей, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Татарстан и Республики Башкортостан. Основная частьсобранных материалов посвящена проблемам муниципального здравоохранения, механизмам выживания медицинских учреждений первичного звена в современной системе управления в условиях финансового дефицита, слабой материально-технической базы и нехватки квалифицированных кадров. В статье рассмотрены особенности системы обязательного страхования, атакже разнообразие форм системы ОМС на региональном и муниципальном уровнях, дан краткий анализ планируемых изменений в системе ОМС в связи с новойредакцией № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фондРоссийской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», а также с появлением законопроекта «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». |
|
68–81
|
Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля. |
|
82–104
|
Данная статья посвящена рассмотрению основополагающих вопросов проведения жилищной политики в стране, проблем, связанных с реализацией основныхмероприятий по государственной поддержке граждан, нуждающихся в улучшениижилищных условий, а также вопросов стимулирования ипотечного жилищного кредитования и оптимизации объемов жилищного строительства. В статье произведена комплексная оценка отдельных аспектов деятельностиосновных участников реализации жилищной политики в стране в целом и в каждом регионе, включая такие институты государственного регулирования, как ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования», ОАО «Агентство по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов», Федеральный фонд содействия развитиюжилищного строительства и их региональные представительства; с применениемразличных современных методов и инструментария охарактеризованы индикаторыфункционирования рыночных механизмов и государственного администрирования насоответствующих рынках с тем, чтобы правильно сформировать прогнозную основуи целевые ориентиры жилищной политики в посткризисный период. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
105–123
|
В статье исследуется специфика организации внешнеэкономической деятельности в регионе Южной Дании. Определяется роль ассоциаций муниципалитетов региона, кластеров в осуществлении управления данной сферой; механизмконсалтингового и информационного сопровождения малого и среднего бизнеса вэкспортной деятельности; международные программы сотрудничества в сфереэкспорта. |
|
124–135
|
В статье дан обзор текущего состояния одного из направлений концепцииэлектронного правительства – электронное участие. Обсуждаются динами-ка этой концепции в странах ЕС и существующие механизмы обратных связейв рамках электронного участия. Проанализирован уровень развития электронного участия (далее – э-участия) в РФ, а также результаты исследования полноты и качества обратных связей сайтов ФОИВ РФ за период 2007–2009 гг.Выявлено, что из эталонного множества, включающего одиннадцать механизмовобратных связей, только шесть актуальны для развития э-участия в РФ. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
136–144
|
Настоящая статья посвящена рассмотрению положений Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", связанных с переходом на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде, вчастности с использованием универсальной электронной карты. В Законе впервыедано определение универсальной электронной карты, включены положения об организации деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных элек-тронных карт, положения о порядке выдачи и доставки универсальных электронных карт, а также об отказе от получения универсальной электронной картыгражданами и о предоставлении услуг гражданам в рамках электронного банковского приложения. Закон в полной мере отразил сложившиеся современные условияорганизации предоставления государственных и муниципальных услуг. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
145–162
|
Круглый стол, организованный ИГМУ ГУ–ВШЭ, состоялся 13 октября2010 г. Целью экспертного обсуждения было определить предпочтения представителей бизнеса в вопросах приватизации: что? как? кому икогда продавать? |
|
163–172
|
В Государственном университете – Высшей школе экономики 27 сентября 2010 г. состоялся семинар, в ходе которого представители государственного и коммерческого секторов, а также независимые эксперты из Франции и России делились опытом построения электронного правительства.Ключевым вопросом обсуждения стали особенности использования механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) как важнейшего инструмента по организации взаимодействия государства, коммерческого сектора и гражданского общества в процессе реализации финансовозатратных, управленчески рискованных и технически сложных проектовэлектронного правительства. |
|
173–209
|
В Центре стратегических разработок 4 октября 2010 г. состоялся круглыйстол, целью которого являлась экспертная оценка результатов и проблем проведения административной реформы в Российской Федерации. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
210–217
|
Разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере электроэнергетики реализуется в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации. Системный анализ механизма закрепления и разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в соответствии с нормами законодательных актов об электроэнергетике и положениями ст. 71 Конституции Российской Федерации приводит к обоснованному выводу о наличии основ федеральной нормативной правовой базы об электроэнергетике.Система нормативных правовых актов в электроэнергетической отрасли свидетельствует о том, что по общему правилу правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере реализуется федеральными органами государственной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации реализуют свои полномочия по модели «остаточной компетенции» и вправе принимать нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики только в соответствии с федеральными законами.Вопрос о разграничении полномочий между федеральными и региональными органами управления имеет важное практическое значение, а надлежащая правоваярегламентация данного вопроса представляет собой необходимую предпосылку соблюдения экономических прав субъектов электроэнергетики. |
|
218–226
|
В статье исследуется роль информационно-коммуникационных технологий в повышении эффективности местного самоуправления. Рассматриваются вопросы формирования электронного муниципалитета в городе-миллионнике как основного инструмента для повышения качества оказания услуг гражданам и организациям. Автор выдвигает четыре основных условия успешного управления процессом построения электронного муниципалитета в крупном городе. Утверждения автора базируются на реальных выполненных проектах и опыте реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Электронный Омск». |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|