|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г. ISSN 1999-5431 E-ISSN 2409-5095 Карпова П. Г.1, Цыганков Д. Б.2Советы по оптимизации регулирования как неотъемлемый компонент «smart regulation»
2012.
№ 3.
С. 5–34
[содержание номера]
В статье рассматривается проблема государственного регулирования как причина издержки для адресатов правовых норм — как для государственных акторов, так и для негосударст венных. На фоне преодоления финансово-экономического кризиса в странах ОЭСР была провозглашена ориентация на стратегию «smart regualtion»-«умное регулирование». Согласно меморандуму Европейской комиссии (октябрь 2010 г.), «умное регулирование» состоит из трех компонентов:1) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла — от проектирования актов и принятия решений до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; 2) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов стран — членов ЕС; 3) систем участия групп интересов и граждан. Исследовательская гипотеза авторов статьи состоит в том, что есть четвертый элемент этой системы. Им является переход от «министериальной» организационной модели оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к модели советов по оптимизации регулирования при центральных органах власти. Институциональный дизайн рассмотренных в статье стран объединяет то, что все они создали в определенной степени независимые органы по контролю нормотворчества, призванные следить за качеством регулирования. Передача полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой «умного регулирования», что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой. Успешный опыт работы подобных независимых экспертных советов «высокого уровня» стал основой для подготовки концепции формирования Национального совета по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ. |
|||
|