|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2016. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–26
|
Одним из инновационных подходов к повышению эффективности и качества социальных услуг в условиях бюджетных ограничений является вовлечение НКО в межсекторное партнерство в социальной сфере. Цель настоящей статьи – оценить перспективы российских НКО на формирующемся рынке поставщиков социальных услуг за бюджетный счет. Авторы прежде всего анализируют вектор трансформации нормативно-правовой базы участия негосударственных организаций в оказании социальных услуг. Учет данного вектора в прогнозе положения социально ориентированных НКО на рынке социальных услуг позволяет оценить фактическую степень заинтересованности государства в межсекторном партнерстве. Анализ эмпирических данных об отношении НКО к сотрудничеству с государством в решении социальных проблем позволяет более точно оценить воздействие нормативно-правовых инноваций на положение НКО–поставщиков на рынке социальных услуг, принимая во внимание фактор «восприимчивости» НКО к изменениям государственной политики. В статье представлен анализ сравнительных преимуществ НКО на рынке поставщиков социальных услуг с точки зрения теории межсекторного партнерства и становления смешанных систем производства общественных благ, а также результаты апробации некоторых положений теории на российской эмпирической базе, накопленной в рамках мониторинга состояния гражданского общества, ведущегося в Центре исследований гражданского общества и некоммерческого сектора с 2006 г. под руководством Л.И. Якобсона и И.В. Мерсияновой. Сочетание теоретического анализа с обращением к эмпирическим данным позволяет уже сегодня составить представление о готовности российских СОНКО воспользоваться созданными государством нормативно-правовыми рамками, занять заметное место среди поставщиков рынка социальных услуг, а также наметить меры по укреплению роли НКО на этом рынке в нашей стране. |
|
27–44
|
Одна из важнейших проблем, которая стоит перед государственными органами при выборе механизма установления минимальной оплаты труда, это учет региональных различий в уровне цен, доходах населения и структуре рабочей силы. Для решения этой задачи все большее число стран используют инструменты децентрализации установления минимальной оплаты труда. Органы государственного управления, решая проблему региональных диспропорций, должны выбрать оптимальную модель детерминации размера минимальной оплаты труда, которая примет во внимание особенности текущего этапа экономической и политической ситуации в стране, а также позицию социальных партнеров – профсоюзов и работодателей. В данной статье мы ставим своей задачей ответить на вопрос: как учитывается региональная дифференциация рынков труда, структуры экономики и рабочей силы при установлении минимального размера оплаты труда в странах с различным социально-экономическим укладом? Какие механизмы при этом используются и что можно сказать об основных преимуществах и недостатках применяемых в отдельных странах подходов? Участвуют ли в этом процессе социальные партнеры? Для государственных органов Российской Федерации знакомство с применяемыми практиками установления региональных минимальных заработных плат в мире и их последствиями приобретает большое значение, учитывая, что российские регионы получили возможность самостоятельно устанавливать нижний предел оплаты труда. Именно поэтому опыт стран, достаточно давно экспериментирующих с установлением минимальной оплаты труда, отражающей социально-экономические условия на региональных рынках труда, представляется важным и полезным. |
|
45–74
|
В статье анализируются подходы и концепции сохранения и использования объектов культурного наследия. Обобщается зарубежный опыт повышения эффективности современного использования объектов культурно-исторического наследия. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия анализируются на материалах эмпирического исследования усадебных комплексов, расположенных на территории Московской области. Для определения перспектив развития усадеб Подмосковья использовались методы кластерного анализа, с помощью которого выделены четыре кластера, характеризующиеся дифференцированными стратегиями использования и перспективами развития. Для оценки экономической эффективности использования усадебных комплексов были разработаны нормативная и динамическая модели, с помощью которых проведены расчеты и определен перечень усадеб, перспективных для перепрофилирования и развития культурно-образовательных центров. Предлагаемые стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия опираются на вариативные расчеты их инвестиционной привлекательности, позволяющие подобрать для каждого объекта экономические параметры, приемлемые для потенциальных инвесторов с учетом удорожания стоимости ремонтно-реставрационных работ. Результаты комплексного анализа позволили разработать «Дорожную карту» повышения эффективности использования объектов культурного наследия на примере усадеб Московской области. В заключение сформулированы предложения для органов государственной и муниципальной власти по поддержке экономических субъектов, работающих в сфере культуры и туризма, в интересах устойчивого развития территорий. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
75–98
|
Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации была выработана методика репрезентативных социологических опросов, на основании которой в 2011–2015 гг. проводились ежегодные исследования уровня удовлетворенности россиян качеством административных услуг государства. Объект исследования – государственные и муниципальные услуги, оказываемые органами государственной власти и местного самоуправления. Только на федеральном уровне предоставляется более 600 видов таких услуг. Их получателями являются все россияне и миллионы организаций. Цель исследования – оценка результатов предпринимаемых государством усилий по повышению качества этих услуг. Предмет исследования: уровень общей удовлетворенности получателей этих услуг качеством их предоставления. Выявлялись и опрашивались совершеннолетние граждане РФ, получившие в исследуемый период конечный результат данных услуг (в том числе в интересах бизнеса). Ими оценивалась одна из полученных услуг. Проанализированы динамика уровня общей удовлетво-ренности получателей этих услуг качеством их предоставления и влияние на него изменений параметров качества, иных факторов и проблем их предоставления. Исследования выявили рост доли респондентов, удовлетворенных качеством предоставления этих услуг. Улучшились влияющие на удовлетворенность получателей услуг параметры качества их предоставления. При этом для многих услуг еще сохраняется ряд проблем, негативно влияющих на оценку граждан. Выявленные проблемы определяют приоритеты дальнейшей работы по достижению целевого уровня удовлетворенности граждан качеством административных услуг государства (не менее 90% в 2018 г.). |
|
99–116
|
Статья является второй в цикле статей, посвященных анализу управления развитием сферы промышленности за последние 25 лет, целью которого является оценка регулирования промышленности в Российской Федерации и формирования условий для выработки новой стратегии промышленного развития Российской Федерации. Во второй статье цикла рассматриваются особенности государственного регулирования деятельности в сфере промышленности в Российской Федерации в период с 2000 по 2009 г. Проведен анализ состояния промышленности в 2000-е гг. и общих экономических и правовых факторов, повлиявших на выбор инструментов промышленной политики в данный период. Эволюция промышленной политики 2000-х рассмотрена с учетом следующих ключевых этапов: политика структурной перестройки, вертикальная отраслевая политика, антикризисная компенсационная политика. Автором дана оценка «Стратегии 2010» (или «программы Грефа») – документа, в котором промышленная политика выступала как инструмент широкомасштабной модернизации экономики, а также федеральных целевых программ, являющихся одним из основных инструментов проведения промышленной политики в 2004–2007 гг. Автор приходит к выводу, что принимаемые федеральные целевые программы характеризовались недостаточной четкостью формулировки целей, отсутствием взаимосвязей между различными программами и рассматривались скорее как способ покрытия издержек, чем как средство стимулирования развития отраслей промышленности. По результатам анализа сделан вывод о том, что промышленный рост в обрабатывающей промышленности в 2000-х гг. был результатом общей экономической ситуации. При этом такие недостатки промышленной политики, как недостаточная сбалансированность и неэффективное правовое обеспечение, в 2000-е гг. так и не были преодолены. |
|
117–142
|
Проблема преодоления дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных районах, в разной степени выраженности существует во всех субъектах Российской Федерации. Цель статьи – показать, что может способствовать совершенствованию текущих программ, и какие меры социальной поддержки и экономического стимулирования врачей и медицинских сестер будут способствовать устранению дефицита медицинских кадров в сельских и отдаленных территориях. Авторами было проведено социологическое исследование, в ходе которого собраны и проанализированы данные по 20 фокусным регионам с различными показателями обеспеченности бюджетной системы, характеризующие опыт преодоления в них дефицита медицинских кадров. В результате исследования были определены наиболее перспективные направления совершенствования региональных и муниципальных программ и отдельных инициатив по привлечению и закреплению медицинских работников в сельских и отдаленных районах. А именно: целевой прием, программы софинансирования обучения, дополнительные стипендии и льготы, единоразовые «подъемные» и содействие в решении жилищных проблем, содействие в получении поствузовского профессионального образования, дополнительные денежные выплаты на регулярной основе, получение дополнительного образования и повышение квалификации, денежные премии победителям районных и региональных конкурсов мастерства и т.д. Авторы делают вывод, что управление региональными и муниципальными программами экономического стимулирования и мерами социальной поддержки медицинских работников в сельских и отдаленных районах должно стать самостоятельным направлением кадровой политики в сфере здравоохранения. |
|
143–164
|
В статье рассматривается государственная политика в отношении способов оплаты первичной медико-санитарной помощи в системе обязательного медицинского страхования. Обосновывается необходимость перехода от оплаты посещений врачей к подушевой оплате первичной медико-санитарной помощи. Подвергаются анализу и оцениваются последние нормативные документы по данному вопросу. Предлагаются альтернативные подходы, направленные на сдерживание затрат и усиление профилактической направленности деятельности поликлиник, в том числе метод фондодержания. Рассматриваются методические проблемы формирования норматива подушевой оплаты. Рассматривая возможные риски фондодержания, автор предлагает к обсуждению методы их демпфирования. В качестве возможного варианта изменения метода планирования амбулаторной помощи в статье предложен переход от планирования посещений врачей к планированию, исходящему из численности обслуживаемого населения, нормативов расходов на одного жителя и показателей результатов деятельности поликлиник. В заключение автор приводит алгоритм перехода на подушевой метод оплаты первичной медико-санитарной помощи. |
|
165–178
|
В последнее время активизировались работы по переходу на нормативное бюджетное финансирование государственных и муниципальных учреждений. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие расчет субсидии учреждениям на выполнение государственного задания с учетом нормативных затрат, обусловили подготовку федеральными органами соответствующих изменений в организации финансирования подведомственных учреждений. Предметом статьи является анализ изменения механизма финансирования организаций исполнительских искусств на примере театров. Рассмотрена предложенная Минкультуры России схема финансирования театров исходя из количества купленных билетов (финансирование «на зрителя»). Выделены сложности ее применения, в том числе технического характера, обусловленные существенными различиями во вместимости театральных залов, необходимостью учета жанровых различий спектаклей, неоднородности зрительской аудитории и т.п., которые в общем-то, могут быть преодолены. Принципиальной, по мнению авторов, является оценка адекватности формируемых финансовым механизмом стимулов целям культурной политики. Внедрение механизма финансирования «на зрителя» неизбежно приведет к коммерциализации деятельности театров, которые являются не просто некоммерческими организациями, а государственными учреждениями, и для них некоммерческий статус имеет особое значение. Делается вывод о несоответствии новации целям культурной политики и некоммерческой природе государственных театров. |
ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
179–196
|
Потребность российской государственной службы в новых идеях и свежем взгляде на сложившиеся правила, технологии и приемы в области управления человеческим ресурсом обусловила интерес к наиболее эффективным мировым практикам в области формирования ценностного предложения для сотрудников госслужбы. В разработке методов, в частности расширении арсенала стимулов, для привлечения и удержания наиболее квалифицированных кадров помогут проведенные автором анализ и обобщение наиболее заметных результатов зарубежных и отечественных исследований по вопросам формирования привлекательного образа организаций государственной службы как работодателя на рынке труда. В статье предложены результаты экспертного опроса более 400 руководителей среднего звена государственных организаций, вовлеченных в процессы управления государственными служащими и представляющих почти все регионы России. Они отвечали на вопросы об используемых ими компонентах ценностного предложения для привлечения и удержания наиболее перспективных кадров в условиях ограниченного бюджетного финансирования. Качественный и количественный анализ (с применением методов математической статистики) собранных данных позволил не только составить подробную типологию компонентов ценностного предложения сотрудникам, но и выявить наиболее популярные из них. Полученные результаты позволяют учесть и плодотворно использовать зарубежный опыт в решении задач привлечения и удержания специалистов на государственной службе, повышения их мотивации к труду благодаря использованию немонетарных стимулов. Также формулируются развернутые рекомендации по формированию ценностного предложения государственных организаций как работодателя. |
CASE-STUDY
|
197–210
|
В статье представлен инновационный потенциал социальной работы в условиях модернизации социальной сферы, проанализированы современные технологии оказания помощи различным категориям населения. Подчеркивается необходимость совершенствования профессиональной подготовки кадров и внедрения проектного подхода в решении социальных задач. Рассмотрена государственная помощь на основании социального контракта как новый целевой вид помощи малоимущим гражданам. Наряду с существующей системой государственной помощи и поддержки социальный контракт призван решать задачи преодоления бедности, побуждать малоимущих граждан к самообеспечению. Определены основные принципы, особенности и условия заключения социальных контрактов. Автором рассматривается комплексное применение мероприятий в рамках социального контракта по выходу граждан из категории малоимущих. Определены особенности стационарозамещающей технологии «приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов», ее роль в системе социального обслуживания населения. Анализируется практика внедрения и перспективы технологий социального контракта и приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в Челябинской области. Работа над статьей приурочена к 25-летию введения в России социальной работы как профессиональной деятельности, науки и учебной дисциплины. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
211–219
|
Анализ обеспеченности населения современной спортивной и, в частности, хоккейной инфраструктурой в Российской Федерации (крытые ледовые дворцы и детские хоккейные школы) демонстрирует значительное отставание от ведущих мировых спортивных держав. В связи c этим целью настоящей статьи является разработка предложений по развитию методических подходов к определению нормативов потребности территорий в объектах недвижимости физической культуры и спорта и определение ключевых задач и направлений совершенствования государственной политики в области развития спортивной инфраструктуры. Положения статьи основываются на проведенном анализе данных официальной статистики РФ, актуальной нормативно-правовой базы, регулирующей систему развития физической культуры и спорта, а также на анализе основных показателей функционирования ведущих зарубежных спортивных федераций. Также в статье определены ключевые факторы, влияющие на развитие хоккея и других зимних видов спорта в условиях интенсивного роста сегмента рынка коммерческой недвижимости спортивно-развлекательного назначения. По итогам проведенного исследования сделаны следующие основные выводы: существующая организационная структура использования объектов спортивного назначения не позволяет в полной мере решать задачи по обеспечению тренировочной, соревновательной, медико-биологической и воспитательной работы с юными хоккеистами; отсутствие механизма интерната лишает возможности продолжения спортивной подготовки спортсменами после окончания среднего профессионального образования; необходимо интенсифицировать строительство недорогих объектов, предоставляющих возможность массовых занятий спортом всех категорий населения; выравнивание имеющейся ситуации с обеспеченностью субъектов РФ спортивными сооружениями. |
РЕЦЕНЗИЯ
|