|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2017. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–28
|
Статья посвящена стандартам экономического анализа в антимонопольныхделах на примере дела по статье об ограничивающих конкуренцию соглашениях хозяйствующих субъектов (ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции» N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г.). В статье предложен методологический подход к анализу параллельного поведения компаний на аукционе, основанный на экономической теории и количественном анализе результатов аукциона. Разработка новых методологических подходов необходима для применения норм антимонопольного законодательства в условиях, когда поведение компании не может быть квалифицировано как нарушение per se. Предложенный анализ параллельного поведения компаний на аукционе состоит из трех основных частей: выявление внешних факторов, которые обуславливают синхронное поведение компаний; демонстрация приводящей к наблюдаемому поведению мотивации компаний, обусловленной данными факторами; количественный анализ данных для установления вероятности такой мотивации компаний. Согласно полученным результатам, наблюдаемый параллелизм в поведении может не являться следствием сговора, а быть вызванным внешними экономическими факторами. На основании данных о результатах торгов за право на установку рекламных конструкций в одном из российских городов, с помощью метода математического анализа, теории вероятности, теории игр и математической статистики было продемонстрировано, как сложившиеся условия на рынке могли привести к наблюдаемому поведению компаний и с какой вероятностью наблюдаемое поведение могло иметь место без предварительного соглашения между компаниями. Сделан вывод, что вероятность наблюдаемого поведения компаний без предварительного соглашения более 50%. Идея предложенной структуры экономического анализа может быть использована при рассмотрении широкого круга антимонопольный дел о сговоре и согласованных действиях. |
|
29–50
|
Предметом исследования являются многофункциональные антимонопольные органы. В статье систематизированы основные аргументы «за» и «против» многофункциональных антимонопольных органов на основе анализа зарубежного опыта, а также определены основные риски, которые могут возникнуть вследствие сделанного в России выбора в пользу многофункциональной модели. Исходя из анализа опыта стран ОЭСР, где в последние годы преобладает тенденция к созданию мультифункциональных ведомств в сфере антитраста, делается вывод о том, что в России можно ожидать положительных последствий расширения функционала ФАС России. Это связано с интернализацией внешних эффектов, оказываемых различными направлениями экономической политики, на конкуренцию, экономией ресурсов, приростом компетенций и укреплением репутации ведомства. При этом указывается на необходимость преодоления ряда типичных проблем многофункциональных антимонопольных органов, таких как: недостаточный обмен информацией, неправильная приоритизация задач и потеря фокуса на защите конкуренции, потеря независимости в связи с ростом числа стейкхолдеров. |
|
51–76
|
В статье исследуется влияния мер активной и пассивной политики на рынке труда на численность регистрируемой безработицы в России. Гипотеза о статистически значимом влиянии мероприятий активной и пассивной политики, реализуемых на региональных рынках труда, на численность зарегистрированных безработных тестировалась посредством построенных на панельных региональных агрегированных данных за 2005–2014 гг. моделей с фиксированными эффектами. В моделях учтены характеристики населения и его экономической активности, структура региональной экономики, периоды внешних шоков, относительный размер пособия по безработице и данные о мероприятиях активной политики на региональных рынках труда, содержащиеся в 141 программе содействия занятости населения в 76 субъектах РФ. Источниками данных послужили официальные публикации Росстата, материалы сайтов органов власти субъектов РФ и справочных правовых систем. Полученные оценки коэффициентов регрессий показывают, что мероприятия активной политики, реализуемые на региональном уровне, оказывают большее влияние на численность зарегистрированных безработных, чем пособия по безработице, устанавливаемые на федеральном уровне. Результаты исследования дают основание полагать, что увеличение размера пособий по безработице при сокращении сроков их выплат, дальнейшая децентрализация регулирования рынка труда, наполнение региональных программ содействия занятости мероприятиями по повышению гибкости рынков труда и конкурентоспособности безработных в перспективе будут способствовать сближению показателей регистрируемой и фактической безработицы и переходу активной и пассивной политики на рынке труда из формальных в действующие институты. |
|
77–102
|
В статье дается анализ сущности сравнительно новой концепции – «управление культурным разнообразием» (УКР); предлагается ее дефиниция применительно к сфере государственного и муниципального управления. Отмечается специфика взаимоотношений между этой концепцией и различными моделями мировой этнической политики, проявившимися в XX и начале XXI в. («плавильный котел», «мультикультурализм» и «интеркультурализм»), в разной мере и в неодинаковых формах поддерживавших культурное разнообразие. Излагаются первые результаты исследовательского проекта по гранту РНФ «Новые подходы и методы регулирования этнополитических отношений на территории крупнейших городских агломераций России», основанного на концепции УКР. Важной частью проекта являются анализ достоинств и недостатков «Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года» с позиций УКР и сопоставление российского и зарубежного опыта предотвращения, регулирования и преодоления конфликтов в сфере национальных отношений. Социологические исследования, проведенные в рамках проекта в трех городах РФ: Перми, Уфе и Ростове-на-Дону, – характеризуют предлагаемые изменения в проведении анализа межэтнических отношений в городах – перенос акцента с выявления конфликтности на объяснение причин невозникновения и преодоления конфликтов, а также на характеристику сложившихся механизмов взаимного приспособления различных этнотерриториальных групп населения. Новацией является и представление о городе как объекте и субъекте национальной политики. Исследования показали, что за прошедшие постсоветские годы острота «вертикальных» конфликтов по поводу суверенитета между республиками и федеральным центром значительно ослабла, а «горизонтальных», межгрупповых конфликтов в городах, напротив, увеличилась. Однако новая ситуация пока не находит достаточного отражения в теории и практике управления. Статья отражает попытку восполнить этот пробел, опираясь на результаты проведенного исследования, и дает представление о предложениях по совершенствованию методологии национальной политики. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
103–138
|
В данной работе изучается влияние продолжительности срока полномочий губернатора и его местных связей на ограничение конкуренции при распределении контрактов в процессе государственных закупок. Основываясь на имеющейся литературе, мы предположили, что (1) влияние срока полномочий губернатора на конкуренцию в госзакупках нелинейно и (2) зависит от его предшествующего опыта работы в регионе до избрания/назначения на должность. Чтобы проверить эти гипотезы, мы использовали генеральную совокупность государственных контрактов на ремонтно-строительные дорожные работы в регионах России за 2011–2014 г. и биографическую информацию о губернаторах. Анализ показал, что в течение первых двух сроков пребывания губернатора в должности конкуренция на торгах растет, а затем начинает падать. Эта связь особенно заметна для губернаторов-«варягов», не имеющих предшествующего опыта работы в регионе, тогда как для губернаторов–выходцев из региональной элиты такой связи не наблюдается. Более того, наличие предшествующего опыта работы в регионе приводит, в среднем, к более высокой конкуренции на торгах. Мы обнаружили также, что ограничение конкуренции для губернаторов-«варягов» не объясняется повышением качества исполнения контрактов: задержки при исполнении линейно возрастают, а вероятность расторжения контракта не уменьшается с увеличением срока полномочий. |
|
139–157
|
Открытость бюджета и вовлечение граждан в процессы бюджетного планирования и контроля авторы рассматривают в качестве механизма повышения эффективности управления общественными финансами. Целью статьи является решение проблемы, связанной с созданием системы мотивации на повышение открытости бюджета для органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Авторы полагают, что эффективным инструментом на данном этапе является рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных, который составляется начиная с 2013 г. В статье рассматриваются основные методические особенности его составления, в том числе проводятся сопоставления с Индексом открытости бюджета стран мира, рассчитываемым Международным бюджетным партнерством. Также приводятся основные результаты, полученные за время составления рейтинга. Эти результаты демонстрируют состояние открытости бюджетных данных в российских регионах, а также произошедшие позитивные изменения за время составления рейтинга. Авторы формулируют проблемы, требующие решения на современном этапе работ по повышению уровню открытости бюджетных данных на региональном уровне, и предлагают пути их решения. |
|
158–172
|
Предметом исследования является практика взаимодействия государственных структур и экспертного сообщества в рамках регуляторной деятельности государства. Однако привлечение экспертов и экспертных организаций порождает комплекс вопросов, связанных с их квалификацией, степенью достоверности результатов экспертиз, источниками и размерами оплаты их услуг. На примере порядка ста регулирующих функций рассматриваются основания и случаи, когда следует привлекать внешних экспертов к процессу принятия решений в области государственного регулирования. Представлен анализ различных форм оказания услуг экспертов и экспертных организаций, таких как совместная работа государственных структур и подведомственных организаций, частных организаций и экспертов, аккредитованных государством, иных представителей экспертного сообщества. С использованием критериев необходимости и достаточности привлечения экспертов к регуляторной деятельности государства описаны различные сценарии осуществления регуляторной деятельности в зависимости от характеристики исполняемых государственных функций, выявлены ключевые тенденции и проблемы взаимодействия сторон. Оказалось, что диалог между государственными органами и экспертным сообществом осложнен высокими издержками контрактации и значительным риском оппортунистического поведения каждой из сторон. Сделан вывод, что основой для их плодотворного взаимодействия может стать повышение меры ответственности государственных органов и экспертного сообщества за качество принимаемых в рамках регуляторной деятельности государственных решений, а также активное привлечение представителей гражданского общества к разработке государственной регуляторной политики. |
|
173–206
|
Цель статьи – исследование факторов, оказывающих влияние на инвестиционную привлекательность регионов. Мы предположили, что (1) нематериальные атрибуты бренда оказывают статистически значимое влияние на инвестиционную привлекательность региона; (2) надежность региона как нематериальный атрибут бренда не оказывает влияния на инвестиционную привлекательность региона; (3) престиж региона оказывает наибольшее и статистически значимое влияние на инвестиционную привлекательность среди нематериальных атрибутов бренда; (4) продвижение региона как нематериальный атрибут бренда влияет на инвестиционную привлекательность региона; (5) на иностранные и отечественные инвестиции оказывают влияние одинаковые факторы. Для проверки этих гипотез было проведено эмпирическое исследование, которое позволило отдельно оценить влияние материальных и нематериальных факторов бренда территории и показать, какие мероприятия региональных и муниципальных властей по продвижению территорий наиболее значимы для привлечения различных групп инвесторов. Исследование проводилось на выборке открытых данных по 83 регионам России за период с 2010 по 2013 г., всего 332 наблюдения. С помощью факторного анализа характеристики регионов, рассматриваемые как материальные и нематериальные атрибуты бренда территории, были объединены в независимые переменные, а характеристики инвестиционной привлекательности позволили сформировать четыре зависимые переменные. Оценка полученных четырех регрессионных моделей выполнена с использованием двух типов эконометрических моделей (с фиксированными и случайными эффектами). В результате исследования были подтверждены гипотезы (1), (2) и (4); гипотеза (3) подтвердилась частично; гипотеза (5) не подтвердилась. Полученные результаты исследования могут быть использованы государственными, региональными и муниципальными властями при формировании стратегии продвижения территорий. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
207–225
|
Основной целью настоящего исследования стало обоснование стратегических императивов управления экологической безопасностью в аграрном секторе экономики. Анализ обеспечения стратегического развития аграрного сектора на национальном и международном уровне показал необходимость создания принципиально новой системы нормативно-правовых актов, регулирующих экологическую безопасность в аграрной сфере. Делается вывод о том, что действующую законодательную базу Украины целесообразно расширить за счет принятия и введения в действие единого нормативно-правового акта, который будет служить доктриной эколого-cбалансированного развития сельских территорий и позволит реализовать на практике комплексный подход к охране окружающей среды в агросфере на основе взаимодополняющих экологических требований, устанавливаемых для субъектов сельскохозяйственной деятельности. При учете основных императивов доктрины эколого-сбалансированного развития аграрного сектора обосновывается стратегия экологической безопасности в аграрном секторе экономики Украины, которая должна стать ориентиром для государственной власти и местного самоуправления при разработке государственной и региональных программ обеспечения экологической безопасности в агросфере. |
РЕЦЕНЗИЯ
|
226–229
|
Рецензия на монографию, посвященную современным проблемам теории и практики правового администрирования в экономике, содержит краткое описание научных и практических достоинств работы. |
|