Государственное управление в сфере третейского разбирательства: проблемы реформы

  • Станислав Степкин кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, 129226, Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1.
  • Анна Губарева кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права, Уральский государственный юридический университет, 620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21.
Ключевые слова: государственное управление, некоммерческие организации, арбитраж, третейское разбирательство, администрирование арбитража, реформа третейских судов, третейский суд ad hoc, постоянно действующий третейский суд, иностранные арбитражи

Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности и последствия проведенной реформы третейских судов с точки зрения введения элементов государственного управления и контроля. Проведенная реформа внесла существенные коррективы в отношения между государством и третейскими судами; наряду с положительными моментами есть и спорные, которые требуют дополнительной проработки и, возможно, внесения изменений в законодательство. Предметом  исследования является нормативная база данных и существующая практика применения Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ» Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»2 (далее – Закон об арбитраже). В рамках исследования поставлена цель определения значения правового регулирования, а также деятельности Минюста России в создании эффективных третейских судов, повышении их авторитета, а также в привлекательности третейского разбирательства в РФ. Важным является выявление последствий введения элементов государственного контроля в систему третейского разбирательства, анализ способов взаимодействия государства с арбитражами. Достижению данных целей способствовало изучение как российского законодательства, так и зарубежного опыта в данной сфере с учетом исторического развития. Результаты проведенного анализа позволили выявить проблему сокращения числа третейских судов и некоторые, как позитивные, так негативные, последствия для участников третейского разбирательства. Авторы статьи предлагают основные направления решения проблем как путем корректировки правовых механизмов государственного управления в деятельности третейских судов, так и путем совершенствования действующего законодательства, прежде всего в части процедуры выдачи разрешения на администрирование арбитража, требованиям к судьям третейских судов, перспектив расширения компетенции современных арбитражей. Практическое значение выводов состоит в определении путей обеспечения большей доступности российского третейского разбирательства, снижения нагрузки на государственные суды, а также избегания ухода в другие юрисдикции.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2018-09-20
Как цитировать
СтепкинС., & ГубареваА. (2018). Государственное управление в сфере третейского разбирательства: проблемы реформы. Вопросы государственного и муниципального управления, (3), 191-204. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2018-0-3-191-204
Выпуск
Раздел
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ