Стратегическое планирование в северных муниципалитетах России

  • Наталья Серова кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, 184209, Россия, Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана, 24а
Ключевые слова: муниципальные образования, стратегическое управление, стратегическое планирование, социально-экономическое развитие, стратегия развития, стратегический план, Север РФ

Аннотация

В статье рассмотрен опыт стратегического управления и планирования социально-экономического развития муниципальных образований российского Севера и Арктики за период 2000–012 гг. Было исследовано 108 муниципальных образований, где численность населения составляет от 20 до 100 тыс. человек, расположенных на территориях, относящихся к районам Крайнего Севера и  приравненных к ним мест- ностях. Выяснилось, что за период 2000–012 гг. стратегический подход к управлению социально-экономическим развитием применялся в 44 северных муниципалитетах, т.е. местными властями были приняты стратегические документы, которые были размещены на официальных Интернет-сайтах местных администраций, что позволило группировать их по дате принятия.

В первую и вторую группы вошли документы, принятые в начале и середине 2000-х гг., поэтому помимо степени полноты стратегических документов (наличие миссии, целей, задач, сценариев развития и др.) мы смогли провести анализ достижения контрольных показателей реализации стратегий. В третью группу вошли стратегические документы, принятые недавно, поэтому была проведена лишь оценка степени полноты стратегических документов, а также выделены особенности стратегий развития некоторых муниципалитетов. Анализ по всем трем группам показал, что при разработке стратегических документов местные власти сталкиваются с проблемами, решение большинства которых мало от них зависит: отсутствие нормативно-правового, информационного и кадрового обеспечения; отсутствие универсальной методики стратегического планирования городского развития; недостаточность доходных источников местных бюджетов из-за изменений налогового и бюджетного законодательства. В части содержания стратегических документов также существует ряд проблем: низкое качество разработанных стратегий, оптимистичный и/или непубличный характер и др. Результаты исследования могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти как при оценке качества разработанных стратегий, так и при формировании и усовершенствовании создаваемых стратегий развития.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-12-15
Как цитировать
СероваН. (2013). Стратегическое планирование в северных муниципалитетах России. Вопросы государственного и муниципального управления, (4), 201-212. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2013-0-4-201-212
Выпуск
Раздел
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ