Теория и практика использования экспертизы в рамках реализации контрольно-надзорных функций государства
Аннотация
Разделяя точку зрения о том, что эффективная организация системы государственного контроля и надзора – залог успешного развития экономики страны, автор в качестве одного из важнейших элементов контрольно-надзорной деятельности выделяет привлечение независимых экспертов.
Цели настоящей статьи – разработка алгоритма выбора экспертов и экспертных организаций, основанного на ключевых положениях неоинституциональной экономической теории, и предложение комплексных мер по совершенствованию системы привлечения экспертов и экспертных организаций к реализации контрольно-надзорных функций в России.
В рамках данного исследования представленные результаты основаны на результатах опроса 24 экспертов – специалистов в области контроля и надзора. Анализ регламентов контрольно-надзорных функций позволил выделить основные практики взаимодействия экспертных организаций, органов власти и заявителей, и ключевые проблемы в данной сфере, среди которых – непрозрачность системы ценообразования на услуги экспертизы, слабая конкуренция, обусловленная искусственными ограничениями доступа на рынок, широкая распространенность участия в экспертизах подведомственных организаций, отсутствие механизмов обеспечения независимости проверяемых организаций и привлекаемых экспертных организаций.
Выводы: использование предложенного алгоритма позволит применять наиболее обоснованные с точки зрения экономической теории модели привлечения экспертов на основе анализа параметров функции, в рамках которой осуществляется привлечение экспертов и экспертных организаций. Как следствие конкурентной борьбы произойдет снижение цен на услуги экспертизы, что приведет к снижению издержек государства и бизнеса на проведение экспертизы.
Скачивания
Copyright (c) 2012 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.