ВЛИЯНИЕ ЗАКОНА О ТОРГОВЛЕ НА СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОСТАВЩИКОВ И ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ

Ключевые слова: закон о торговле, розничные торговые сети, поставщики продовольственных товаров, регулирование торговли, переговорная сила, рыночная власть, антимонопольное регулирование, продовольственный ретейл

Аннотация

Задача данного исследования – выяснить государственного регулирования в сфере продовольственного ретейла и выявить системные проблемы в достижении баланса интересов участников рынка. Исследование направлено на анализ функционирования механизмов регулирования взаимоотношений между поставщиками и торговыми сетями, установленных Федеральным законом N 381-ФЗ и поправками к нему, в контексте общей системы государственного управления торговой деятельностью. На основе анализа нормативно-правовой базы и результатов социологического исследования РОМИР (18 глубинных интервью с представителями компаний-поставщиков продовольственных товаров, 2024 г.) выявлено, что действующее регулирование не достигло заявленных целей по улучшению положения поставщиков. Установлено сохранение значительного дисбаланса переговорных позиций в пользу торговых сетей, особенно в отношении малого и среднего бизнеса. Исследование показало, что участники рынка адаптировались к ограничениям размера выплат вознаграждений торговым сетям (не более 5% от цены приобретенных товаров) через перевод в формат on-invoice выплат и использование иных механизмов обхода регулирования, что снизило прозрачность контрактных отношений. Научная новизна исследования заключается в выявлении неэффективности существующих механизмов регулирования и обосновании необходимости дифференцированного подхода к регулированию по категориям товаров. Практическая значимость состоит в разработке управленческих рекомендаций по совершенствованию законодательства с учетом изменения состояния рынков продовольственного ретейла, включая усиление антимонопольного контроля и регламентацию работы маркетплейсов.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Моросанова Анастасия Андреевна, МГУ им. М.В. Ломоносова; РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Кандидат экономических наук, научный сотрудник, кафедра конкурентной и промышленной политики, экономический факультет; научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Мелешкина Анна Игоревна, РАНХиГС при Президенте Российской Федерации

Кандидат экономических наук, научный сотрудник, Центр исследований конкуренции и экономического регулирования

Литература

Akyulov, R.I. (2023) 'Marketplace as an innovative method of promoting food products in electronic commerce', Innovations and investments, (11), pp. 91–93. (In Russian).

Aleksina, S.B. (2018) 'Ways of transforming the system of relationships between FMCG suppliers and retail chains in Russia', Russian entrepreneurship, (11), pp. 3425–3436. (In Russian).

Avdasheva, S.B., Khomik, O.S., and Khramova, T.M. (2015) 'The impact of Russian retail chains' business practices on suppliers' position before and after legislative regulation: assessment based on microdata', Russian Management Journal, (3), pp. 3–38. (In Russian).

Clapp, J. (2022) 'The rise of big food and agriculture: corporate influence in the food system', in: A research agenda for food systems. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. DOI:10.4337/9781800880269.00011

Consumer Market Development Center, Faculty of Economics, MSU (2023) Market power in the Russian food market. Available at: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=108419&p=attachment (accessed 10 February 2025). (In Russian).

Corstjens, M. (2025) 'Myths about grocery retailers and their retail buying groups (RBG)', INSEAD Working Paper, No. 2025/03/MKT. DOI:10.2139/ssrn.5087733

Farah, M., Ramadan, Z., and Kanso, J. (2021) 'Satisfying the online food crave: The case of online food aggregators', International Journal of Consumer Studies, (4), pp. 1413–1427.

Fedotov, A.N., and Burakov, V.I. (2021) 'Transformation of relationships between network grocery retail and suppliers in new economic conditions', Baikal Research Journal, (4), p. 8. (In Russian).

Glavee-Geo, R., Engelseth, P., and Buvik, A. (2022) 'Power imbalance and the dark side of the captive agri-food supplier–buyer relationship', Journal of Business Ethics, (178), pp. 609–628.

Grandinetti, R. (2017) 'Exploring the dark side of cooperative buyer-seller relationships', Journal of Business & Industrial Marketing, 2, pp. 326–336.

Haldar, T., and Damodaran, A. (2022) 'Identifying market power of retailers and processors: Evidence from coffee supply chain in India', IIMB Management Review, (3), pp. 286–296.

Herzberg, R., Schmidt, T., and Keck, M. (2022) 'Market power and food loss at the producer-retailer interface of fruit and vegetable supply chains in Germany', Sustainability Science, (17), pp. 2253–2267.

Hingley, M. (2005) 'Power to all our friends? Living with imbalance in supplier-retailer relationships', Industrial Marketing Management, (8), pp. 848–858.

Karpov, N.N. (2021) 'Agreement for the supply of goods to retail chains as a mechanism for consumer rights protection: theoretical and legal aspect', Actual Problems of Russian Law, (6), pp. 123–132. (In Russian).

Knyazeva, I.V., and Zaikin, N.N. (2022) ‘The concepts of “Market Power”, “negotiating power of the buyer” and their use in the practice of antimonopoly regulation to assess the competitive conditions of the market (analysis of scientific discussions)’, Russian Competition Law and Economy, (12-18). (In Russian). DOI:10.47361/2542-0259-2022-SpV-12-18

Maglaras, G., Bourlakis, M., and Fotopoulos, C. (2015) 'Power-imbalanced relationships in dyadic food chain: An empirical investigation of retailers' commercial practices with suppliers', Industrial Marketing Management, (48), pp. 187–201.

Meliá-Martí, E., Lajara-Camilleri, N., and Mateos-Ronco, A. (2024) 'Cooperation agreements in the food chain: win-win relationships for a more sustainable chain. The case of Mercadona', CIRIEC-España, Revista De economía Pública, Social Y Cooperativa, (112), pp. 45–81.

Novikov, V.V. (2009) 'Qui Prodest? (unintended consequences of implementing the trade law project)', Economic Policy, (4), pp. 190–199. (In Russian).

Petrov, D.A. (2021) 'Market power and bargaining power as categories of antitrust regulation', Competition Law, (1), pp. 4–7. (In Russian).

Radaev, V.V. (2012) 'Who benefited from the adoption of the Trade Law?', Public Administration Issues, (2), pp. 33-59. (In Russian).

Radaev, V.V. (2018) 'Evaluating the regulatory impact of the Trade Law: are effects accumulating?', Economic Policy, 3, pp. 28–61. (In Russian).

ROMIR (2024) Results of sociological research "Barriers in food sales in distance trading": In-depth interviews with experts. Moscow: ROMIR. (In Russian).

Shastitko, A.E., and Pavlova, N.S. (2017) 'Bargaining power and market power: variants of correlation and policy implications', Journal of the New Economic Association, (2), pp. 39–58. (In Russian).

Sinitsyn, S.A., and Dyakonova, M.O. (2021) 'Problems of ensuring balance of interests of retail chains and manufacturers of goods as equal participants in civil legal relations', Civil Law, (6), pp. 3–11. (In Russian).

Veremeenko, O.S., Suslova, Yu.Yu., Voloshin, A.V., Sartene, O.T., Aleksandrov, Yu.L., and Demchenko, S.K. (2022) 'Directions for improving the mechanism for increasing the efficiency of retail services in the food market: transformation of the traditional business model into digital', Economics and Entrepreneurship, (2), pp. 372–377. (In Russian).

Wood, B., Williams, O., Nagarajan, V., and Sacks, G. (2021) 'Market strategies used by processed food manufacturers to increase and consolidate their power: a systematic review and document analysis', Global Health, (17). Available at: https://link.springer.com/article/10.1186/s12992-021-00667-7 (accessed 21 May 2025).

Zha, Y., Li, Q., Huang, T., and Yu, Y. (2023) 'Strategic information sharing of online platforms as resellers or marketplaces', Marketing Science, (4), pp. 659–678.

Опубликован
2025-06-19
Как цитировать
Анастасия АндреевнаМ., & Анна ИгоревнаМ. (2025). ВЛИЯНИЕ ЗАКОНА О ТОРГОВЛЕ НА СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ПОСТАВЩИКОВ И ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ. Вопросы государственного и муниципального управления, (2), 89-114. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2025-0-2-89-114
Выпуск
Раздел
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА