Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика

  • Елена Шадрина Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Дмитрий Виноградов кандидат экономических наук (Dr. rer. pol.), профессор департамента экономики и финансов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», профессор Бизнес-школы им. Адама Смита, Университет Глазго, Бизнес-школа им. Адама Смита, Университет Глазго, Великобритания G12 8QQ, Глазго, Юниверсити Авеню
Ключевые слова: государственные закупки, контракты, государственно-частные партнерства (ГЧП), закон о ГЧП, экономическая эффективность, общественное благосостояние

Аннотация

Идея федерального закона о государственно-частных партнерствах (ГЧП) широко обсуждается в профессиональных кругах: Государственной Думой Российской Федерации 26 апреля 2013 г. принят в первом чтении проект федерального закона о ГЧП, идет работа, в том числе путем проведения парламентских слушаний, по подготовке законопроекта для принятия во втором чтении. Закон о ГЧП принят к настоящему моменту более чем в 60 субъектах Российской Федерации; некоторые субъекты (например, Пермский край) приняли законопроект о ГЧП в первом чтении и приостановили работу в ожидании решения о принятии федерального закона. За рубежом в ряде развивающихся стран приняты специализированные законы о ГЧП, в то время как в развитых странах регулирование ГЧП осуществляется в рамках законодательства о государственных закупках и соответствующих подзаконных актов. Если регулирование контрактов между государством и частным бизнесом осуществляется законодательством о государственных закупках, то зачем нужен специализированный закон о ГЧП? В данной статье показано, что ГЧП позволяют осуществить общественно-значимые проекты, недостижимые в рамках стандартных контрактов, но только при наличии зачастую неконтрактируемых выгод частного партнера от участия в проекте государства (таких как снижение рисков, приобретение репутации, доступ к дополнительным ресурсам, облегчение бюрократического бремени и др.). Таким образом, если институциональная среда гарантирует подобные выгоды, то нет необходимости в специализированном законе о ГЧП, поскольку все проекты осуществимы в рамках стандартных контрактов; закон о ГЧП целесообразен, если он задает институциональную архитектуру, обеспечивающую вышеуказанные выгоды.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
Опубликован
2013-12-15
Как цитировать
ШадринаЕ., & ВиноградовД. (2013). Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика. Вопросы государственного и муниципального управления, (4), 164-188. https://doi.org/10.17323/1999-5431-2013-0-4-164-188
Выпуск
Раздел
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ