|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2010. №1
|
5–52
|
Основой изучения социальных дилемм и коллективных действий для их раз- решения являются модели рационального выбора. Острая необходимость создания таких моделей подтверждается практикой и научными разработками во многих отраслях науки. Данная статья состоит из введения в проблему преодоления социальных дилемм через коллективные действия и шести разделов, в первом из которых дается краткое описание существующей в настоящее время теории рационального выбора в ситуациях социальных дилемм. Во втором приводятся контраргументы использованию только одной модели рациональности выбора, полученной в результате проведения крупного экспериментального исследования. Третья часть посвящена обсуждению двух открытий, сделанных в результате эмпирических исследований, которые показывают, что люди добиваются «лучших, по сравнению с рациональными, результатов, создавая условия взаимодействия, уважения и доверия, преодолев сильное искушение удовлетворять свои собственные интересы». В четвертой части говорится о возможности разработки второго поколения моделей рациональности. В пятой дается дополнительное объяснение первоначального теоретического сценария, а в шестой, последней части делается вывод на основе анализа результатов эмпирически тестируемой бихевиористской теории коллективного действия, когда в основу исследования заложены такие параметры, как взаимность, доверие, репутация, уважение. |
|
53–68
|
Цель данной статьи – проследить развитие теории норм, благоприятных для решения проблемы коллективных действий, в работах Элинор Остром, показать её вклад в развитие современной экономической науки. Статья начинается с описания основных вех профессиональной карьеры Э. Остром, направлений ее деятельности и исследований. Далее проводится подробный анализ ее работ по проблемам управления общими благами и влияния различных общественных институтов на решение проблемы «коллективных действий». В статье приведен ряд конкретных примеров, используемых Э. Остром в своих работах и характеризующих эффективное управление природными ресурсами в таких странах, как Швейцария, Испания, Непал, Турция. Методы анализа и выводы теории коллективных действий имеют огромную важность для исследований любой экономики, в том числе экономики, проходящей период резкого развития институтов, каковой является Россия. |
|
69–88
|
Бурное обсуждение проекта Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»1 (в дальнейшем называемого в тексте Законом «О торговле») явилось отражением крайней озабоченности, которую многие положения этого документа (уже принятого и вступившего в действие с 1 февраля 2010 г.) вызвали у профессионального сообщества экономистов2 и, в частности, у той его части, специализацией которой является антимонопольное регулирование. Стремясь решить одни проблемы, авторы законопроекта способствуют появлению проблем не менее серьезных, кроме того, предложенные ими лекарства имеют все шансы оказаться много опаснее самой болезни. Избыточная жесткость введенных норм регулирования вертикальных ограничений свидетельствует либо о неверной интерпретации самого понятия «конкуренция» и стремлении повсеместно насадить нормы поведения, почерпнутые из изучения теоретической модели рынков совершенной конкуренции, либо о полном неверии в инструменты регулирования, иные, нежели административные запреты. |
|
89–97
|
Данная статья посвящена вопросам налогового стимулирования бизнес-ангельского инвестирования. В первой части дается понятие достаточно нового для России явления – бизнес-ангелов. Во второй части исследуется европейский и североамериканский опыт налогового стимулирования частных инвесторов к вложениям капитала в малые инновационные предприятия. В третьей, заключительной, части приводятся рекомендации по созданию в России системы налоговых льгот для бизнес-ангелов. |
|
98–113
|
В статье рассматриваются проблемы организации и освоения российской территории в историческом аспекте: пространственный потенциал страны, расселенческо-поселенческие факторы, механизмы, способствующие освоению и развитию российского пространства; подчеркивается важность разграничения политико-административных и социально-экономических территориальных основ федеративных отношений при формировании административно-территориального деления; исследуется динамика поселенческо-расселенческой сети; названы механизмы, ведущие к достижению сбалансированности пространственного развития страны. |
|
146–159
|
Концепцией формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г., одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р, предоставление услуг гражданам (организациям) и исполнение иных государственных функций в электронном виде определено как одно из ее ключевых направлений. В 2009 г. эти задачи конкретизированы. Правительством Российской Федерации установлен перечень 74 государственных услуг (функций), переход к предоставлению которых в электронном виде признан первоочередным и безотлагательным. |
|
160–179
|
Статья основана на результатах исследования фондов местных сообществ (ФМС). ФМС являются некоммерческими организациями, аккумулируют и распределяют переданные им как пожертвования ресурсы коммерческого сектора, органов власти и частных благотворителей, направляют средства на решение актуальных проблем территории. В статье раскрываются организационные особенности ФМС, их специфика как грантодающих организаций, характеризуется взаимодействие ФМС и органов власти, показано влияние экономического кризиса 2009 г. на их функционирование. Технология ФМС является альтернативным механизмом для повышения резуль- тативности государственного и муниципального управления социальной сферой. За счет вовлечения групп доноров и населения ФМС развивают формы общественной активности и гражданского участия, происходят процессы институционализации благотворительности. В условиях экономического кризиса повышается роль ФМС как инструмента поддержания на уровне конкретной территории качества жизни населения, ее экономических и социальных элементов. |
|
180–188
|
В статье рассматриваются возможности системного подхода к разработке комплекса мероприятий по управлению кадровым потенциалом государственной организации. Особое внимание уделяется выделению системных и иерархических взаимосвязей между мероприятиями по найму новых сотрудников, наличию эффекта взаимного усиления и дополнения между ними при одновременном внедрении и осуществлении. |
|
189–200
|
В статье представлены результаты исследования динамики утверждения региональных программ, их правового статуса, использования методов оперативного управления, финансирования программ и координации их применения со стратегическими документами. Показано, что программы социально-экономического развития становятся все более востребованным инструментом управления регионами. Выделена тенденция увеличения числа интегрированных систем среднесрочного и стратегического планирования в последние годы. Обосновано, что большинство программ, применявшихся в 1999 – 2008 гг., содержат как программные, так и индикативные элементы. |
|