|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2012. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
5–34
|
В статье рассматривается проблема государственного регулирования как причина издержки для адресатов правовых норм — как для государственных акторов, так и для негосударст венных. На фоне преодоления финансово-экономического кризиса в странах ОЭСР была провозглашена ориентация на стратегию «smart regualtion»-«умное регулирование». Согласно меморандуму Европейской комиссии (октябрь 2010 г.), «умное регулирование» состоит из трех компонентов:1) комплексной системы ОРВ на всех этапах государственно-управленческого цикла — от проектирования актов и принятия решений до ретроспективной расчистки и упрощения действующего законодательства; 2) институтов кооперации исполнительных, законодательных и контрольных органов стран — членов ЕС; 3) систем участия групп интересов и граждан. Исследовательская гипотеза авторов статьи состоит в том, что есть четвертый элемент этой системы. Им является переход от «министериальной» организационной модели оценки регулирующего воздействия (ОРВ) к модели советов по оптимизации регулирования при центральных органах власти. Институциональный дизайн рассмотренных в статье стран объединяет то, что все они создали в определенной степени независимые органы по контролю нормотворчества, призванные следить за качеством регулирования. Передача полномочий в области ОРВ на более высокий уровень является неотъемлемой характеристикой «умного регулирования», что необходимо учитывать при институциональном проектировании в странах с переходной экономикой. Успешный опыт работы подобных независимых экспертных советов «высокого уровня» стал основой для подготовки концепции формирования Национального совета по совершенствованию правового регулирования предпринимательской и инвестиционной деятельности в РФ. |
|
35–60
|
В статье предложен анализ российской практики управления по результатам на региональном уровне на материале, собранном в ходе интервью с государственными служащими. Сделан вывод о том, что, с точки зрения государственных служащих, практическая управленческая ценность показателей результативности невелика, их главная функция — это контроль и отчетность. Рассмотрены такие вопросы, как достоверность данных о результативности, неспособность госорганов влиять на значения показателей, межведомственная координация. |
|
61–74
|
Проблема результативного решения задач, поставленных в федеральных целевых программах (ФЦП), является актуальной на современном этапе развития государственного управления в Российской Федерации. В связи с некоторыми сложностями, возникающими в процессе реализации ФЦП, судьба данного инструмента решения комплексных задач государства пока остается под вопросом. Однако сегодня в российской практике нет средств, ему подобных или более эффективных, что дает основание для его дальнейшего развития. В результате проведенного анализа выявлено, что одной из главных причин низкой результативности ФЦП является проблема недостаточной координации деятельности органов исполнительной власти в процессе подготовки и реализации программ. В заключение была обоснована важность решения проблемы координации государственных заказчиков при реализации комплексных федеральных целевых программ. Доказано, что не трудности планирования и реализации таких программ влияют на их относительно низкую результативность, а сложность взаимодействия между государственными заказчиками и государственными заказчиками-координаторами. Одним из путей решения проблемы координации может быть отмена института государственных заказчиков-координаторов. Вместо возложения обязанности по координации на данные федеральные органы исполнительной власти, возможно, более результативным станет введение обязательной разработки плана кооперации между государственными заказчиками, который будет неотъемлемой частью проекта ФЦП, вносимого на рассмотрение Правительством РФ. |
|
75–87
|
Теория организации (ТО) и теория организационного поведения (ОП) наряду с общим менеджментом являются важными компонентами в подготовке управленцев. Это обязательные дисциплины, читаемые на всех управленческих факультетах, однако при подготовке специалистов государственного управления им уделяют неоправданно мало внимания. В статье поставлены и обсуждаются следующие важные вопросы: – нужны ли фундаментальные науки при подготовке управленцев, ведь управленческие факультеты имеют явную практическую ориентацию; – насколько обосновано использование принципов управления и технологий, применяющихся для бизнес-организаций, в государственных организациях, которые обладают спецификой по сравнению с бизнес-организациями? Авторы излагают свою точку зрения на эти вопросы, суть которой состоит в следующем: важность ТО для студентов как факультетов менеджмента, так и факультетов государственного и муниципального управления связана с тем, что ее основная задача — выявить организационную сущность, закономерности функционирования и механизмы развития всех организаций независимо от их типа. Только после этого возможно определение специфических проблем, присущих тому или иному типу организаций. Теория ОП также важна для студентов этих факультетов, поскольку умение анализировать и прогнозировать поведение работников и групп в организации является исключительно важным для эффективной работы управленца в любой организации. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
88–93
|
В работе изложены основные проблемы интернационализации инновационного бизнеса. Проанализирован зарубежный опыт поддержки инновационных программ, в частности, рассмотрены направления деятельности в сфере привлечения иностранных инноваций крупнейшего европейского технопарка во Франции. Анализ показал, что финансовая поддержка инновационных компаний осуществляется через европейские программы (РП5, РП6) и французские инвестиционные агентства: DIACT, OSEO, ANVAR. Кроме того, любая компания в технопарке может рассчитывать на определенные гранты, такие как, например: грант регионального планирования (PAT) — 10 000 евро, если компания создает от 10 до 20 рабочих мест за 5 лет; грант за мобильность — 12 200 евро за рабочее место, если переведено из других регионов Франции 20 рабочих мест за 3 года. Регион (департамент Приморские Альпы) оказывает помощь по созданию или переводу компаний из других регионов, развитию и инновации, экспорту, исследованию рынка, оборудованию, получению займов на выгодных условиях; департамент предоставляет налоговые скидки в размере 50% на 5 лет, а также делает определенный финансовый вклад в региональную помощь по созданию или развитию компании; муниципалитет временно освобождает от местных налогов (50% на 5 лет), если фирма создала 10 рабочих мест и общие инвестиции ее составили более 45 800 евро; смешанные субсидии составляют 5 818 евро за создание одного рабочего места (6 214 евро до 1999 г.) для вновь прибывшей компании. |
|
94–134
|
В статье предложен критический анализ результатов 65 эмпирических исследований по основным факторам эффективности государственной службы (public service performance). В основу распределения статистических показателей по группам (ресурсы, регулирование, рынки, организация и менеджмент) положены пять теоретических аспектов. Сделан вывод о том, что совершенствование деятельности государственной службы, вероятно, зависит от дополнительных ресурсов и высокого уровня организации управления. Намечена программа дальнейших исследований, даны рекомендации по улучшению их методической и теоретической базы. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
135–146
|
В статье представлены основные итоги мониторинга внедрения управления по результатам в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления с учетом мнений и экспертных оценок, озвученных в рамках работы прошедшего в июне 2012 г. круглого стола «Управление по результатам: итоги, новые вызовы и дальнейшие шаги». На основе оценки реализации и актуальности мероприятий «Дорожной карты внедрения механизмов управления по результатам» на 2010–2012 гг. проведен анализ хода ее исполнения и сформированы предложения по включению отдельных мероприятий в состав «дорожной карты» по развитию инструментов и механизмов управления по результатам на 2012–2015 гг. |
|
147–158
|
В статье представлен анализ реформирования коммунального сектора за последние шесть лет по наиболее важным направлениям: причины роста тарифов, управление имуществом коммунального комплекса, влияние предельных индексов на коммунальный сектор, финансовое состояние предприятий, износ объектов коммунальной инфраструктуры, результаты деятельности частного сектора, привлечение частных инвестиций в коммунальный сектор. Проанализированы шаги, предпринимаемые нынешним Правительством РФ, по реформированию коммунального сектора. Выполненный анализ заключенных договоров ГЧП в коммунальном секторе (более 60 договоров) показал, что они практически не содержат серьезных инвестиционных обязательств частных операторов. Объяснение этому кроется в непрозрачной и политизированной тарифной политике государства, что делает инвестиционные риски неприемлемо высокими. В целом проведенный анализ показал: несмотря на то, что бизнес идет в коммунальный сектор, инвестиционных проектов по-прежнему чрезвычайно мало, особенно это касается секторов ВКХ и теплоснабжения. Причем если в 1990-е и 2000-е годы объекты, построенные в советский период, еще не исчерпали своего ресурса, и Правительство РФ имело время на эксперименты в коммунальном комплексе, то сейчас нужно принимать меры, которые действительно изменят коммунальный сектор страны, привлекут частные инвестиции, управленческие ресурсы, повысят качество оказываемых коммунальных услуг. Иначе уже в недалекой перспективе можно прогнозировать полный развал коммунального комплекса. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
159–172
|
Цель статьи - вычленить в общем толковании права на информацию предмет собственно права на доступ к официальной информации и определить его специфику. В статье доступ к информации рассматривается как: а) глобальная тенденция в реформировании социальных и государственных институтов на основе открытости; б) новый публично-правовой институт, развивающий и гарантирующий в современных условиях принцип гласности публичного права; в) институт, необходимый для консолидации и развития национального государства. Результаты исследования: принцип преобладания общественного интереса далеко не всегда отражен в национальных законах о доступе к информации; государственные органы имеют широкие возможности выведения многих категорий информации из сферы действия закона и из поля зрения общественности. Основные выводы: законодательно установленный и неукоснительно обеспечиваемый на практике доступ к официальной информации выступает институциональной гарантией основных принципов национального государства (демократической республики): народовластия, гласности правления, публичной подотчетности должностных лиц; обеспечение доступа граждан к официальной информации составляет священный конституционный долг каждого должностного лица в государстве. Неисполнение этого долга должностным лицом равносильно покушению на основы государства и должно влечь за собой наказание, соизмеримое с вредом, который такое правонарушение наносит не только лицу, чье право на доступ к информации нарушено, но и всей нации — ее гражданскому государственному строю. |
|
173–187
|
В статье затронута проблема антропогенного воздействия на окружающую среду. Государство обладает значительной покупательной способностью и может сыграть определяющую роль в улучшении экологической ситуации, в том числе посредством государственных и муниципальных закупок. В процессе проведения исследования выявлена и обоснована необходимость внедрения концепции экологически безопасных государственных закупок в федеральную контрактную систему России. На основе изучения закупочного опыта Европейского союза, его законодательной базы, а также анализа статей и практических руководств Организации экономического сотрудничества и развития и Комиссии Европейского союза установлено, что внедрение экологических требований в документацию о проведении торгов не только улучшает качество закупаемой продукции при ее незначительном удорожании, но и повышает качество жизни населения. |
|
188–194
|
В статье рассмотрены методические аспекты диагностики состояния демографической ситуации в муниципальных образованиях региона по индикаторам, характеризующим устойчивость процесса воспроизводства населения. Результаты: теоретически индексы, показывающие соотношение интенсивности процессов смертности сравниваемого населения (муниципальных образований области) и стандарт-населения (регион), основаны на том, что различия между общими коэффициентами смертности населения каждого муниципального образования и Мурманской области в целом обусловлены различиями половозрастных коэффициентов смертности. Обобщающим показателем половозрастных и младенческих коэффициентов смертности является индикатор, принятый для диагностики устойчивости процесса воспроизводства населения, — «ожидаемая продолжительность жизни при рождении». На основе индексов интенсивности смертности сравниваемого населения и стандарт-населения строится рейтинг муниципальных образований региона по индикатору— «ожидаемой продолжительности жизни при рождении». Выводы: исследование динамики уровня воспроизводства населения, различий этих уровней в муниципальных образованиях, сравнение между муниципальными образованиями и регионом в целом по индикаторам устойчивости воспроизводства населения позволяют оценить социальную эффективность реализации государственной, региональной и муниципальной демографической политики и принять нужные управленческие решения для достижения демографических показателей, заявленных в программных документах. Демографическая политика, осуществляемая на муниципальном уровне, является ключевым фактором устойчивого демографического развития как регионов, так и страны в целом. Предложены: стандартизованные условные коэффициенты депопуляции для построения рейтинга муниципальных образований региона по процессам воспроизводства населения; индексы интенсивности процессов смертности как инструмент для оценки ожидаемой продолжительности жизни населения муниципальных образований. |
ОТДЕЛ РЕЦЕНЗИЙ
|
195–197
|
Учебное пособие «Программный бюджет», подготовленное коллективом авторов под редакцией доктора экономических наук, профессора М.П. Афанасьева, выпущено в 2012 г. Данное учебное пособие отличает стройная логика изложения достаточно сложного материала об одном из самых перспективных в настоящее время направлений модернизации государственных финансов. |
|