|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2014. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
8–51
|
Десять лет назад в России стартовала административная реформа. Она развивалась в нескольких основных направлениях. Во-первых, ревизии подвергся весь массив функций федеральных, а затем и региональных органов исполнительной власти. Была поставлена и отчасти реализована задача ликвидации избыточных и дублирующих функций как органов исполнительной власти, так и подведомственных им организаций. Во-вторых, были улучшены и регламентированы процедуры исполнения функций, признанных необходимыми, что позволило в определенной степени упростить и снизить издержки взаимодействия граждан и бизнеса с исполнительной властью. В-третьих, стали активно внедряться технологии управления по результатам, включающие программно-целевые инструменты и оценки деятельности исполнительной власти. Это направление создавало условия для перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, формированию бюджета по программному принципу. В-четвертых, исполнительная власть стала информационно более открытой и готовой к сотрудничеству с гражданским обществом. Сформировано открытое правительство, разработаны стандарты «открытого министерства» и «открытого региона», стали интенсивно формироваться открытые данные. Анализ многочисленных исследований показал, что все эти изменения дали определенный положительный результат. Россия поднялась в ряде рейтингов, характеризующих технологичность исполнительной власти. Однако состояние бизнес-климата заметно не улучшилось, и снизились темпы роста экономики. Возможно, без проведенных реформ это замедление было бы большим. Сложившаяся ситуация во многом связана с тем, что принципы, провозглашенные в начале административной реформы, реализованы не до конца. Прежде всего это относится к устранению избыточных государственных функций, что наиболее заметно в сфере контроля и надзора. Внедренные процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов не стали действенной преградой на пути неэффективных, избыточных регуляций. Принятые административные регламенты сделали бюрократию более прозрачной и уточнили меру ее ответственности, но не до конца реализовали потенциал упрощения административных процедур, особенно в межведомственных вопросах. Инструменты управления по результатам до сих пор не согласованы между собой и зачастую дают разнонаправленные ориентиры для органов исполнительной власти федерального, регионального и муниципального уровней. Недостаточна результативность и сложившихся механизмов гражданского участия в государственном управлении, использования систем обратной связи. Многие из рассмотренных недостатков обусловлены естественными проблемами развития и внедрения инноваций, требующих апробации и настройки. Однако во многих случаях негативное влияние оказывают, несбалансированность и непоследовательность шагов по реформированию административной системы. |
|
52–72
|
Предметом статьи является деятельность органов власти и местного самоуправления по повышению качества государственных и муниципальных услуг. Цель статьи – оценка усилий и результатов десяти лет административной реформы в Российской Федерации в части повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления. В статье систематизированы и оценены основные шаги, цели, ожидаемые результаты, усилия и достигнутые результаты работы по повышению качества указанных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, предпринятые за десять лет административной реформы в Российской Федерации. Представлены и проанализированы данные о достигнутых результатах этого направления административной реформы, полученные в ходе социологических опросов, проведенных Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (под руководством автора статьи) в 2011–2013 гг. Итоги опросов позволяют сделать вывод о в целом положительном эффекте системных усилий по повышению качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, проявляющийся в конечном счете в росте удовлетворенности их получателей как в отношении старта административной реформы, так и в последние годы ее проведения. В опросе 2013 г. 77,7% респондентов оценили качество этих, полученных ими государственных и муниципальных услуг, как удовлетворительное (по результатам опросов 2011 г. – 74,6%, 2012 г. – 75,5%). Основные выводы статьи: а) за десять лет административной реформы в Российской Федерации были предприняты целенаправленные и системные усилия по повышению качества государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления; б) системность этих усилий, несмотря на сохраняющиеся проблемы и недоработки, приносит ощутимые положительные результаты, повышая уровень удовлетворенности получателей этих услуг; в) для достижения установленных амбициозных целевых значений уровня удовлетворенности получателей этих услуг (90% к 2018 г.) необходимо продолжить усилия по повышению их качества в формате административной реформы, в том числе приняв дополнительные меры по обеспечению достижения этих целевых значений. Опыт административной реформы позволяет предположить, что аналогичные системные усилия могли бы быть полезны для повышения качества и других услуг, предоставляемых за счет государственных и муниципальных бюджетов и/или с их непосредственным участием, в том числе услуг, предоставляемых неопределенному кругу лиц, и социальных услуг. Такие усилия могут быть полезны и для повышения удовлетворенности граждан деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. |
|
73–97
|
Лицензирование является одним из основных административно-правовых режимов, используемых для государственного регулирования экономики. Данный институт может служить довольно точным «барометром» административного давления, оказываемого на бизнес.
Статья посвящена анализу системы лицензирования отдельных видов экономической деятельности в контексте всей системы административно-правовых режимов регулирования экономики. Особое внимание авторы уделили истории трансформации системы лицензирования в течение последних 20 лет в целом и в период проведения административной реформы в частности. В статье оценивается эффективность мер, предпринятых в рамках данной реформы. Авторы пришли к выводу, что, несмотря на некоторое сокращение государственного регулирования, во многих случаях замена лицензирования иными административно-правовыми режимами сохранила или даже увеличила объем административного давления. В 2012 г. Минэкономразвития России была создана информационная система сбора данных о лицензировании отдельных видов экономической деятельности. В статье содержится анализ статистических данных, полученных с использованием указанной системы и позволяющих оценить масштаб и особенности функционирования института лицензирования.
Статья также содержит предложения по решению ряда актуальных проблем лицензирования: жесткой привязки лицензиата к месту осуществления лицензируемого вида деятельности; укрупнения видов лицензируемой деятельности; неопределенности форм и методов проверки соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований; отсутствия взаимодействия между лицензирующими и налоговыми органами. |
|
98–126
|
В данной статье анализируется внедрение инструментов управления по результатам (УПР) в государственном секторе в России в период с 2004 по 2013 г. с учетом международного опыта, выявляются причины, обусловившие сложности в реализации усилий по внедрению УПР, и перспективы преодоления этих сложностей. На примере международной практики исследуются основные условия эффективности применения подходов УПР и возможности для их создания в российской практике, а также анализируются издержки некритического использования этих подходов. В статье подчеркивается, что одним из условий успешности внедрения принципов УПР является их увязывание с остальным комплексом реформ государственного управления (бюджетной реформой, реформой государственной службы и т.п.). Переход России на программный бюджет, позволяющий институционализировать механизмы бюджетирования, ориентированного на результат, планирования и оценки конечных результатов, формирует новую повестку дня для Правительства Российской Федерации в области развития управления по результатам в государственном секторе. Анализ прошлого опыта позволяет сформулировать рекомендации и подготовить почву для более эффективных подходов к реализации принципов УПР в условиях современной экономической системы. |
|
127–148
|
В статье в контексте эволюции реформ рассматривается новая парадигма государственного управления – «открытое государственное управление», определяется само понятие открытости государственного управления, анализируется международный опыт внедрения и оценки открытости.
Цель статьи – предложить новый концептуальный взгляд на перспективы дальнейшего реформирования системы государственного управления в России на основе принципов и ценностей открытости. Структура статьи обусловлена поставленной авторами задачей обосновать необходимость перехода в период формирования информационного общества к новой парадигме открытого государственного управления, в ходе решения которой проведены: (1) анализ становления понятия «открытое государственное управление», (2) обобщение международных стратегий движения государств к открытости, (3) оценка и измерение открытости, (4) анализ проблемы внедрения механизмов открытости в России. При этом в центре рассмотрения находятся потенциальные преимущества от внедрения открытого государственного управления.
Анализ современных российских государственных нормативно-правовых и управленческих практик позволил сделать вывод о том, что внедрение технологий и ценностей открытости будет способствовать нахождению баланса и снижению напряженности в отношениях между государством и обществом, а также сформулировать рекомендации о применении инструментария открытости для решения вопросов укрепления доверия и реализации эффективной обратной связи между государством и обществом. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
149–170
|
Реформа государственного устройства России предоставляет редкую возможность проследить зарождение и развитие в недрах предыдущей общественной экономической формации абсолютно новой системы государственной службы РФ. Институт государственной службы РФ не основывается на принципах жесткого политического контроля правящей политической партии и пронизанных господствовавшей идеологией догмах номенклатурной конструкции государственной службы.
Ретроспективный анализ хода административной реформы позволил выделить четыре этапа развития административной регламентации. Существенное улучшение функционирования государственного аппарата РФ, наведение порядка во власти связаны с установлением четкого и прозрачного порядка непосредственного общения публичной власти с гражданами. Вот почему административные регламенты стали одним из первостепенных элементов административной реформы.
Предпринятые за истекшие 20 лет организационные меры и законодательные шаги позволили создать систему административных регламентов, упростить процедуры взаимодействия государственных органов и граждан, повысить качество и прозрачность исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, понизить административные барьеры. Переход к административной регламентации сопровождается нормативным дисбалансом в регламентации сходных общественных отношений, не заработали в полную силу должностные (служебные) регламенты, что свидетельствует о незавершенности развития института административной регламентации.
Основным содержанием следующего этапа административной регламентации, по нашему мнению, станет формирование регламентного права, призванного разомкнуть порочный круг саморегулирования публичной администрации и привлечь граждан к активному контролю за ее деятельностью. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
171–188
|
Предметом статьи является обобщающая концептуализация институциональных и дискурсивных инноваций, связанных с актуализацией и практическим обеспечением нового качества публичной открытости государства. Цель – формирование целостной, внутренне дифференцированной субсистемы понятий публичной открытости, которая интегрируется и развивает понятийную систему обществознания. Для этого, как ни странно, следует освободиться от власти общепринятого современного политического дискурса. Методологической основой является уяснение диалектического единства открытости и закрытости как необходимых сторон человеческого существования. Это позволяет существенно уточнить концепцию «открытого государства».
Ключевые тезисы таковы: публичная открытость государства является одновременно фактором социального развития и социального риска; институционализация открытого государства является ответом на растущие риски информационной асимметрии в условиях постсовременного существования человечества в глобальном, IT-связном мегаполисе; открытое государство есть институционально определяемая мера публичной открытости.
Выделяются четыре уровня публичной открытости: информационно-управленческая, кадровая, гражданско-политическая и информационно-политическая открытость государства. Вывод, определяющий систему координат для рационализации и инжиниринга социального мира, таков: чтобы публичная открытость, всегда являющаяся источником хаоса, выступала фактором социального развития, ее необходимо превратить из стихии человеческой социальности в институциональное качество государства. |
CASE-STUDY
|
189–200
|
В статье представлены результаты пятилетнего мониторинга готовности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга к решению задач, связанных с внедрением технологий электронного правительства. Исследование было проведено методом анкетирования в период 2009–2013 гг. В исследуемый период было опрошено 1707 сотрудников из 57 исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
По результатам опросов получены данные об использовании ИКТ госслужащими, их информированности о проектах развития технологий электронного правительства, квалификации в сфере ИКТ и мотивации к обучению. Исследованием была зафиксирована высокая степень оснащенности рабочих мест компьютерами (97%). По данным опроса, 61% чиновников испытывают потребность в повышении ИТ-квалификации. Исследованием отмечен рост уровня информированности сотрудников органов власти Санкт-Петербурга о технологиях электронного правительства и оказании электронных услуг (с 22% в 2010 г. до 34% в 2013 г.).
По результатам опросов был сформирован ряд рекомендаций, способствующих эффективному внедрению электронного правительства, а именно: проведение образовательных мероприятий, повышение информированности сотрудников о лучшем мировом опыте в сфере электронного правительства, внедрение единой системы эффективности и результативности. Серия исследований проведена при поддержке Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. |
|