|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2015. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–40
|
Предметом рассмотрения данной статьи являются подходы к оптимизации предметной области оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) в России, в ряде стран ОЭСР, в ЕЭК и Европейской комиссии. Авторами поставлена задача систематизировать данные подходы, выявить лучшие практики и сформулировать рекомендации для оптимизации модели ОРВ в России. Авторами выделено три вида так называемых фильтров, устанавливающих критерии отбора проектов актов: первичный фильтр, определяющий виды нормативных актов (и иногда – сферы регулирования, подлежащие ОРВ), вторичный фильтр, направленный на отбор актов по степени их значимости, и исключения из предметной области оценки. Далее выделены два ключевых современных тренда: при оценке проектов нормативноправовых актов (далее – НПА) фокус, во-первых, направлен на те виды регулирования, которые оказывают существенное воздействие на адресатов; во-вторых, при разработке которых возможны альтернативные способы решения проблемы регулирования. Распространенным методом отбора значимых проектов является установление так называемых «пороговых значений» потенциальных издержек (для бюджета, бизнеса, экономики в целом) от принятия акта. В России, по мере появления у государственных служащих четкого понимания сути процедуры как кооперации с бизнесом и экспертами, формальные критерии будут сокращаться, а отбор проектов для оценки происходить в значительной степени по усмотрению чиновников, исходя из базовых критериев – значимости воздействия и возможности выбора альтернатив. |
|
41–64
|
За последние пятнадцать лет предпринимались неоднократные попытки оптимизации государственного контроля (надзора), снижения связанных с ним административных барьеров, сокращения избыточного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. Однако эффект от этих попыток оказался ниже первоначальных ожиданий, в том числе в силу незавершенности задуманных преобразований, компромиссного характера принятых решений, сохранения классической коллизии интересов «контролеров» и «подконтрольных» субъектов. Одна из важнейших причин недостаточного эффекта от прошлых инициатив – недостаточное внимание и неоднозначное понимание ожидаемого результата контрольно-надзорной деятельности и, как следствие, создание систем оценки результативности и эффективности контрольно-надзорных органов, не всегда ориентирующих их деятельность на достижение конечных, общественно значимых результатов. В статье представлены итоги анализа практики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также различных научных подходов к проведению такой оценки. Основной вывод исследования: при оценке результативности контрольно-надзорной деятельности необходимо использовать системы показателей, характеризующие результативность государственного контроля (надзора) как с точки зрения различных аспектов данной деятельности (предупреждения, предотвращения, минимизации вреда, а также его возмещения), так и с точки зрения различных уровней результатов (конечных, промежуточных и непосредственных). При этом при оценке эффективности контрольно-надзорной деятельности целесообразно учитывать не только издержки государства, но и издержки бизнеса, связанные с осуществлением государственного и муниципального контроля. Реализация такого комплексного подхода позволит сбалансировать систему оценки и, в конечном счете, ориентировать деятельность контрольно-надзорных органов на достижение общественно значимых результатов. |
|
65–78
|
В статье представлены результаты исследования по выявлению характеристик бренда работодателя государственной гражданской службы в восприятии различных целевых групп молодежи (государственных служащих в возрасте до 35 лет; студентов, обучающихся по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Управление человеческими ресурсами»). Цель статьи состояла в разработке рекомендаций по формированию устойчивого бренда работодателя органами государственной гражданской службы с целью привлечения и удержания молодых специалистов. На основе авторского анкетного опроса определено субъективное отношение респондентов к работе в органах государственной гражданской службы в России; посредством методики «Якоря карьеры» выявлены доминирующие карьерные ценности. Карьерные предпочтения респондентов свидетельствуют о неоднозначном восприятии студентами привлекательности работы в государственной гражданской службе и позволяют сделать вывод о том, что органы государственной и муниципальной власти прилагают недостаточно усилий для привлечения молодых специалистов и формирования устойчивого бренда на рынке труда. На основании результатов опроса государственных гражданских служащих и студентов разработаны и представлены практические рекомендации по формированию бренда государственной гражданской службы в России. Полученные результаты, указывающие на высокую мотивацию студентов к активному вовлечению в реализацию реальных проектов, также могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки специалистов по направлению «государственное и муниципальное управление» в части введения проектных форм деятельности в содержание программ ежегодных практик студентов в органах исполнительной власти. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
79–98
|
Цель статьи – выявить степень различия оценок населением и представителями органов местного самоуправления качества работы городских властей и возможности жителей принимать участие в управленческих процессах. В статье используются результаты социологического опроса, проведенного летом 2014 г. в 15 городах Украины среди обычных жителей, депутатов городских советов и муниципальных служащих. В результате исследования установлены статистически значимые расхождения во мнениях населения, депутатов городских советов и руководителей структурных подразделений исполнительных органов местной власти, причем оценки депутатов занимают промежуточную позицию между оценками остальных двух категорий респондентов. В целом представители местного самоуправления по сравнению с жителями значительно выше оценивают как работу органов власти, так и возможность населения участвовать в управлении городом. Выявлены тесные корреляционные связи между оценками жителей работы органов власти по информированию и отношением населения к местному самоуправлению. В качестве путей уменьшения разногласий между органами власти и населением предлагается обеспечение обоюдного информирования указанных субъектов и организация интенсивного взаимодействия между ними, проведение широких образовательных кампаний, реализация программ по улучшению имиджа местных органов власти. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
99–118
|
Целью работы является сравнительный анализ дискретных институциональных альтернатив государственного регулирования доступа на платные автомобильные дороги с точки зрения выгод и издержек для государства, общества, пользователей автомобильных дорог. В статье проводится сравнение действующего в настоящий момент механизма государственного регулирования доступа на платные автомобильные дороги («запретительный порядок», предусматривающий значительные инвестиции в создание пунктов пропуска, но обеспечивающий стопроцентную собираемость) и альтернативного механизма (технология free fl ow (свободное движение, англ.)), предусматривающего оплату после проезда и штраф за ее отсутствие, не требующего значительных инвестиций в создание пунктов пропуска, но допускающего оплату проезда и штрафов не всеми пользователями автодороги). По результатам оценок выгод и издержек всех участников процесса на основании расчетов авторов, а также проведенного социологического исследования делается вывод о предпочтительности внедрения механизма free flow по платным автодорогам. Полученные результаты могут использоваться для корректировки действующего законодательства в сфере платных автомобильных дорог. |
CASE-STUDY
|
119–134
|
В центре внимания проблема несоответствия действующих документов муниципального стратегического планирования полномочиям органов местного самоуправления, которая представлена на примере выборочного анализа стратегических планов муниципальных образований Хабаровска и Владивостока. Источниками исследования являются стратегии и стратегические планы развития муниципальных образований России. Методы исследования – нормативно-правовой и структурно-функциональный анализ документов стратегического планирования муниципальных образований, а также действующих нормативно-правовых актов, регулирующих сферу государственного и муниципального управления и стратегического планирования. Отмечается, что под большинство действующих стратегических документов муниципальных образований России не подведены нормативно-правовые основания реализации, не предусмотрена система бюджетирования. Кроме того, в них имеют место структурно-функциональные нарушения (отсутствие взаимосвязи проблем, целей, задач, мероприятий и показателей/индикаторов их эффективности). Муниципальные стратегии и стратегические планы социально-экономического развития отличают слабая взаимосвязь и координация заявленных мероприятий и проектов по времени их реализации, ресурсам и исполнителям и, в конечном счете, низкая исполнимость. Делается вывод, что для эффективного развития стратегического планирования в России необходимо решать вопросы его правового регулирования и методического обеспечения. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
135–159
|
Целью настоящей статьи является анализ перспектив развития мер государственного регулирования творческих индустрий в России, являющихся перспективной сферой для решения ряда экономических и социокультурных проблем. В статье сделан обзор подходов к определению творческих индустрий как сектора экономики, проанализирована концепция жизненного цикла развивающейся отрасли применительно к творческому предпринимательству с использованием примеров из международного опыта, оценены тенденции российского рынка творческих товаров и услуг. Делается вывод, что распределенные во времени меры государственного регулирования в соответствии со схемой жизненного цикла творческих индустрий являются наиболее адекватной для современной России управленческой технологией, применение которой позволяет данному сектору перейти к стадии устойчивого роста. Анализ показал, что, с одной стороны, российские творческие товары и услуги обладают низкой конкурентоспособностью на международном рынке, а с другой – генерируют растущий внутренний спрос. Выход на глобальные рынки творческих индустрий требует комплексных мер государственной поддержки, соответствующих стадиям жизненного цикла конкретных творческих индустрий в городах и регионах России. В заключение предложены направления, по которым необходимо реализовывать меры государственного регулирования российских творческих индустрий для преодоления наиболее острых проблем современного этапа их развития. |
|
160–185
|
В работе анализируется эволюция мер государственной поддержки инвалидов с 1991 г. по настоящее время с точки зрения их влияния на занятость инвалидов. Автором рассмотрены меры интеграционной и компенсационной государственной политики по трем направлениям: пенсионное обеспечение, защита занятости и неденежные льготы. В результате было выявлено, что меры государственной поддержки инвалидов формировались в русле развития международной нормативно-правовой базы. C 1990-х гг. меры поддержки занятости инвалидов в России эволюционировали от поддержки защищенных форм занятости к интеграции инвалидов в открытый рынок труда. При этом выбор и охват мер во многом зависели от экономического положения страны. Одновременно, слабые механизмы контроля за исполнением законодательства в сфере квотирования и создания специализированных рабочих мест, узкое использование налоговых льгот являлись ограничением реализации мер по организации занятости инвалидов. Порядок выплаты пенсий и ежемесячных денежных выплат по инвалидности оказывал сдерживающее воздействие на занятость инвалидов в 2000-е гг. |
|
186–196
|
В статье рассматриваются отношения между органами государственного контроля (надзора) и лицами, заинтересованными в конечном результате контрольно-надзорной деятельности. Права граждан, в интересах которых формально осуществляются государственные контроль (надзор) должны быть защищены в случае совершения уполномоченными должностными лицами действий (бездействия) в отношении объектов надзора, вследствие которых наступает причинение вреда жизни, здоровью людей, их имуществу, окружающей среде. Однако существующие механизмы административного (досудебного) обжалования допускают обращение за защитой нарушенных прав только объектов надзора или их представителей. Лицам–бенефициарам контрольно-надзорной деятельности необходимо предоставить возможность в досудебном порядке заявлять самостоятельные требования как третьим лицам, не являющимся участниками контрольно-надзорных правоотношений. Задачей исследования было обнаружение правовых предпосылок и препятствий для защиты прав третьих лиц посредством досудебного обжалования, а также постановка вопроса о целесообразности развития института досудебного обжалования решений и действий (бездействия) контрольно-надзорных органов и их должностных лиц третьими лицами. В настоящее время в случаях резонансных чрезвычайных происшествий на поднадзорных объектах виновные в халатном исполнении своих служебных обязанностей должностные лица органов государственного контроля (надзора) подвергаются уголовному преследованию по инициативе органов прокуратуры. Развитие института досудебного обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц будет способствовать повышению качества контрольно-надзорной деятельности, предупреждению нарушений установленного порядка организации и проведения проверок, приводящих к причинению вреда правам третьих лиц. |
РЕЦЕНЗИЯ
|