|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2016. №1
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–37
|
Понятийный аппарат в сфере государственного управления складывается по мере развития самой системы государственного управления. Задача данной статьи – представить широкому кругу читателей используемые в настоящий момент понятия, раскрывающие содержание большинства институтов, инструментов и механизмов исполнительной власти. Многие из этих понятий уже устоялись и не вызывают дискуссий в экспертной среде, они вошли в общий обиход. Одни из них были взяты из зарубежного опыта и затем адаптированы к отечественным реалиям, другие возникли в ходе российской практики реформ исполнительной власти, предложившей новые институты и инструменты регулирования, показавших свою эффективность. Наиболее важные понятия и категории определены в законодательстве. Однако нормативные формулировки не всегда раскрывают функциональные особенности тех или иных механизмов исполнительной власти. В данной статье мы уточняем некоторые содержательные моменты определений и понятий, прежде всего трактовки государственных услуг и их качественных характеристик. |
|
38–59
|
Цель работы – показать экономические основания и ограничения применения скидки с базового штрафа в размере одной восьмой для компании, нарушившей требования антимонопольного законодательства, но при этом разработавшей и применявшей программу по соблюдению его требований. Была поставлена задача раскрыть то, какую роль играет корпоративная комплаенс-программа в формировании достоверного обязательства со стороны компании. Для этого были рассмотрены и проанализированы ситуации по созданию стимулов для компаний не совершать антиконкурентных действий, а также объяснены сдерживающие свойства правовой системы и применимости правила сравнительной небрежности. В результате исследования предложены элементы модели, отражающей возможности не только добросовестного взаимодействия с применением комплаенс-программы, но и оппортунистического поведения, в том числе со стороны антимонопольного органа, а также показано, что наличие антимонопольной комплаенс-программы не гарантирует равновесия с характеристиками минимального контроля со стороны антимонопольного органа. |
|
60–80
|
Внутренние возвратные трудовые мигранты – современные отходники – являются сравнительно новым, но уже массовым феноменом в социально-экономической жизни России. Эта категория трудовых мигрантов, численность которой мы оцениваем в 15–20 миллионов трудоспособного населения, существует вне системы публичного управления, занимая преимущественно теневой сегмент экономики. Органы власти, как на государственном, так и на муниципальном уровне, еще не сформировали никакого определенного отношения к ним. Пока не существует никаких управленческих решений по регулированию отхожей трудовой деятельности, не выработано нормативно-правовой базы. В статье, основанной на полевых исследованиях в 40 российских регионах и эмпирических материалах по 77 муниципальным образованиям, рассмотрена проблема взаимодействия власти и отходников как особой категории населения в трех аспектах: отношение отходников к власти и ее представителям, формы и виды взаимодействия с властями, значение современного отходничества. Полная отстраненность отходников от власти, отказ их от взаимодействия с нею, отсутствие взаимодействия власти с этой категорией населения, недооценка ее экономического и политического значения являются предпосылками и факторами нарастания социальной напряженности и создают значительные социально-политические угрозы и риски для системы управления. |
|
81–102
|
С сентября 2007 г. субъекты РФ получили возможность самостоятельно устанавливать региональные минимальные заработные платы (РМЗП) на основе трехсторонних соглашений между профсоюзами, работодателями и органами исполнительной власти. Эта реформа радикально изменила систему минимальных заработных плат, значительно увеличив роль переговорных механизмов на региональном уровне. Действующее законодательство предоставляет регионам значительную свободу в выборе формы трехстороннего соглашения, размера РМЗП и ее распространения на различные группы работников, что предопределило высокий уровень «институционального экспериментирования» на региональном уровне. За прошедшие восемь лет свыше 4/5 субъектов РФ получили опыт работы с институтом РМЗП. В этой работе мы рассматриваем эволюцию института РМЗП в 2007–2015 гг., уделяя особое внимание особенностям установления РМЗП. Наиболее важные различия между регионами касаются установления единых или дифференцированных РМЗП для бюджетного и внебюджетного сектора заключения общего регионального трехстороннего соглашения или специального регионального соглашения о РМЗП и привязки РМЗП к прожиточному минимуму. |
|
103–128
|
В статье на основе изученного зарубежного и российского опыта предлагается методика оценки воздействия аналитических сообществ на политико-управленческие изменения. Данная методика апробирована на примере деятельности отраслевых центров научно-технологического прогнозирования в России, накопивших уникальный экспертный опыт и материалы в области научно-технической и инновационной политики. Развитие отраслевых центров научно-технологического прогнозирования необходимо, чтобы восполнить пробел нехватки экспертно-аналитического обеспечения деятельности как государственных органов, ответственных за реализацию научно-технической политики, так и ученых, осуществляющих инновационные научные открытия. Важной составляющей развития аналитических сообществ и повышения эффективности их деятельности является достижение ими собственной автономии и консолидированного действия по внедрению инноваций. Рассмотренную методику можно применять на регулярной основе для оценки эффективности сети отраслевых центров прогнозирования, осуществляя мониторинг их деятельности, а также для оценки воздействия на политико-управленческие изменения других акторов публичной политики. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
129–148
|
Ненадлежащее качество государственного управления связано не только с недостатками отдельных регулирующих его нормативных правовых актов, но и в целом с несистемностью его законодательного регулирования. Как представляется, несистемность может быть преодолена путем разработки и принятия базового, системообразующего федерального закона о российском государственном управлении. В этих целях в Центре технологий государственного управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации были подготовлены Концепция проекта федерального закона об основах государственного управления в Российской Федерации и предложения по разработке этого законопроекта. Предмет правового регулирования законопроекта – общественные отношения в сфере государственного управления на всех стадиях его управленческого цикла. Закон должен создать правовую основу для последовательной ориентации на достижение адекватно понимаемых общественно значимых результатов всех стадий, форм и уровней процесса государственного управления. По сути, проектируемый законопроект должен стать федеральным законом о государственном управлении по результатам, в том числе и в рамках стратегического планирования, в отношении целей и результатов развития. |
|
149–159
|
В статье рассматриваются отношения между органами государственного контроля (надзора) и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность. Федеральными законами установлены требования к планированию контрольно-надзорной деятельности, к порядку организации и проведения мероприятий по контролю (надзору), к документированию и оформлению результатов таких мероприятий. Вместе с тем факты неисполнения данных требований, приводящие к нарушениям прав и законных интересов граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц, ввиду их массовости, остаются важным негативным фактором, тормозящим экономическое развитие Российской Федерации в целом. Задачей исследования были выявление наиболее распространенных видов нарушений установленного порядка проведения мероприятий по контролю (надзору) органами государственной власти и их должностными лицами, систематизация указанных нарушений и их типологизация. Предложено развитие используемой в законодательстве классификации нарушений органов государственной власти с выделением грубых и прочих нарушений; осуществлена систематизация нарушений, допускаемых при планировании, организации и проведении мероприятий по контролю (надзору), при оформлении и выдаче обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, а также при оформлении актов проверок. Кроме того, были выявлены типичные ошибки, противоправные действия, виды противоправного бездействия, дефекты предписаний об устранении нарушений, дефекты актов о проверках. В результате исследования авторы пришли к выводу о том, что законодательство предусматривает в целом адекватные меры воздействия на органы государственной власти и их должностных лиц, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. Вместе с тем не все серьезные нарушения порядка организации и проведения мероприятий по контролю (надзору) признаны грубыми. Кроме того, имеющиеся предупредительные меры воздействия на должностных лиц контрольно-надзорных органов уже исчерпали свой потенциал и не обеспечивают должного уровня законности в контрольно-надзорной деятельности. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
160–171
|
В связи с широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизнедеятельности общества приходится пересматривать организацию многих бизнес-процессов, в том числе в государственном секторе. Меняется формат взаимодействия власти и общества, процессы предоставления государственных услуг переходят в электронную плоскость, пересматриваются подходы к оценке качества и доступности государственных услуг. Целью данной работы является исследование технологии персонализации как метода повышения информационной доступности государственных услуг в рамках федерального закона от 27.07.2010 № 210. В центре внимания авторов один из актуальных в электронном государстве видов доступности – информационная доступность государственных услуг, т.е. наличие и качество информации, информирование граждан об услуге и возможностях ее получения. Определив содержание понятий «персонификация» и «персонализация», мы исследовали возможность перенесения принципов и подходов к персонализации из сферы электронной коммерции на процессы предоставления услуг в электронном государстве. Были рассмотрены роль и значение технологии персонализации для повышения информационной доступности государственных услуг, а также место персонализации в мировых концепциях (моделях) электронного государства. Выводы, сделанные в статье, позволят предусмотреть на стадии проектирования электронных форматов предоставления услуг новую для сферы электронного государства технологию персонализации. |
ОТ РЕДАКЦИИ
|
172–187
|
Статья посвящена описанию методик написания текста исследовательской статьи в области государственного управления. Представлены исследовательские стили, под которыми понимаются интегральные методико-технологические характеристики частей исследовательской статьи. Выявлены стили, свойственные написанию семи основных частей статьи: аннотации, введения (включая обзор источников), гипотетической части – выдвижения исходной гипотезы, основной части статьи (в которой проводится работа с данными и другими инструментами обоснования гипотезы, уточняется исходная гипотеза), заключения (включая описание пролиферации идей и предложений по практическому применению результатов исследования), списка литературы, ссылок и примечаний. |
РЕЦЕНЗИЯ
|