|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2017. №3
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–28
|
Задача повышения эффективности государственного управления не утрачивает актуальности на протяжении последнего десятилетия ни в научном дискурсе, ни в текущей управленческой практике. При этом достаточно часто в качестве инструмента решения данной задачи называют формализованное исчерпывающее описание деятельности органов государственной власти. Целью настоящей статьи является разработка концепции автоматизированного Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти как способа описания деятельности государственных органов. Принципиально новым подходом является рассмотрение структуры, принципов функционирования, места среди связанных по функционалу федеральных государственных информационных систем Реестра полномочий федеральных органов исполнительной власти – Реестр полномочий ФОИВ, или Реестр) как автоматизированной информационной системы, используемой всеми ФОИВ. Исходя из положения о том, что внедрение Реестра полномочий ФОИВ позволит осуществить переход на новый порядок обеспечения ресурсами деятельности государственных органов, связав полномочия органов власти с общими расходами на их обеспечение, авторы показывают преимущества данного подхода. В настоящей статье представлена концепция нормативно-правового регулирования Реестра полномочий ФОИВ (внесение изменений в Указ Президента от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и его актуализации. Делается предложение о ведении Реестра в формате государственной информационной системы (ГИС), конкретизируются его связи с другими ГИС. Приводятся возможные атрибуты Реестра. Проек-тируется механизм установления посредством Реестра связи между полномочиями ведомств и процессом обеспечения федеральных ведомств финансовыми и кадровыми ресурсами (в том числе указываются необходимые изменения в бюджетном процессе). |
|
29–50
|
Основной целью статьи являются оценка современного уровня и прогнозирование трендов развития человеческого капитала в государственной службе Республики Казахстан. Исходя из общей теории человеческого капитала, показываются существенные отличия человеческого капитала именно в государственных органах. Изучены существующие методы оценки и прогнозирования динамики человеческого капитала. В статье представлена система отбора показателей современного уровня формирования человеческого капитала в государственной службе. На основе комплексного научного исследования проблемы человеческого капитала государственной службы Республики Казахстан авторы предлагают прогноз изменений в количественных показателях человеческого капитала государственной службы. Эмпирическую базу исследования образуют официальные статистические данные, а также результаты проведенного авторами анкетирования трудоактивной части населения, в том числе государственных служащих. Сделан вывод о том, что доля государственных служащих в общей численности населения в среднесрочной перспективе будет снижаться, при этом доля женщин в государственной службе имеет тенденцию к увеличению. Отсутствие прогнозирования по человеческому капиталу государственной службы может привести к неэффективности государственных инвестиций в подготовку управленческих кадров и увеличению количества невостребованных специалистов в сфере государственной службы. |
|
51–71
|
Оценка эффектов потенциально ограничивающих конкуренцию действий становится необходимым условием применения антимонопольных запретов в практике зрелых юрисдикций. Российское законодательство также предусматривает оценку и взвешивание эффектов потенциально запрещенной практики для ряда нарушений закона «О защите конкуренции», в том числе ограничивающих конкуренцию соглашений. Развитие практики оценки эффектов требует анализа достигнутых в этом направлении результатов, что и является целью статьи. В статье анализируются два направления экономического анализа поведения участников рынка. А именно оценка эффектов для целей признания практики, ограничивающей конкуренцию, в противоположность применению запретов на основе формальных признаков (effect-based vs object-based enforcement) и оценка эффектов для сопоставления положительных и отрицательных результатов практики в противоположность применению запретов по букве закона (rule of reason vs per se illegality). Показано, что увеличение роли оценки эффектов в правоприменении способно повысить общественное благосостояние. В то же время действующее законодательство и система мотивации, допускающие оценку эффектов, не стимулируют ее применение антимонопольным органом. Проанализирована база данных судебных решений (400 дел, инициированных в 2008–2012 гг.) по оспариванию решений и предписаний ФАС России о незаконных соглашениях и согласованных действиях. Показано, что соображения эффективности (положительных эффектов реализации соглашений) крайне редко определяют решения суда (всего в 5 из 400 решений). Если же это происходит, то принципы сопоставления эффектов ограничения конкуренции и выигрышей общества носят достаточно произвольный характер без полноценной количественной оценки. |
|
72–91
|
В статье представлена оценка ситуации развития негосударственного сектора социальных услуг, в основе которой анализ региональных реестров поставщиков услуг, отчетов и иных материалов федеральных министерств и органов государственной власти трех российских регионов–лидеров процесса диверсификации сферы социального обслуживания (Республика Башкортостан, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ–Югра). Авторы исходили из того, что в регионах возможны разные модели институционализации новых поставщиков услуг, что коррелирует с их ресурсным потенциалом, а также реализуемыми региональными элитами управленческими подходами. Выделены следующие модели: институциональное замещение – преобразование государственных и муниципальных учреждений в негосударственные организации (преобладает в Башкирии); институциональная включенность в социальное обслуживание существующих субъектов малого предпринимательства (преобладает в Пермском крае); первичная институционализация – появление новых акторов на рынке социальных услуг, изначально ориентирующихся на деятельность в этой сфере (преобладает в Югре). Сделан вывод, что модель институционального замещения способствует развитию конкуренции на рынке социальных услуг и соответствует принципам общественно-государственного управления в наименьшей степени. |
ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ
|
92–111
|
В статье представлены результаты изучения опыта использования социального контракта в субъектах Российской Федерации. Проведен анализ динамики годовых статистических данных Минтруда России о предоставлении малоимущим гражданам помощи по социальному контракту федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013–2015 гг. (в том числе некоторые показатели за 2016 г.). Рассматривались вопросы, связанные с охватом предоставления такого вида помощи, размером выплат, периодичностью предоставления помощи, зависимостью этих показателей от местности проживания получателей помощи. Анализировались показатели оценки эффективности применения социального контракта в рамках реализации региональных мероприятий, предусмотренных программами социальной адаптации. Были рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники социальных служб и получатели социальной помощи в форме такого контракта. Исследование осуществлялось с охватом 85 регионов на основе метода сравнения при изучении региональных различий и сходств. Предложена методика оценки эффективности социального контракта на основе формульных расчетов, включающих ряд индексов (индексы для вычисления сумм выплат социальных контрактов в регионах: индекс экономической нуждаемости семьи; индекс социальной нуждаемости семьи; индекс рисков семьи) и коэффи-циент районирования, который учитывает экономический потенциал местности внутри субъектов Федерации. Для выявления реальной эффективности соцконтракта на уровне конкретной семьи в контексте выхода из бедности предложено проводить «пост-оценку ситуации семьи/гражданина» спустя 1,5–2 года после завершения контракта. Практическое значение сформулированных выводов выражается в возможности снижения барьеров в получении такой помощи и предложениях по формированию автоматизированного учета заключенных социальных контрактов малоимущими гражданами, которые могут быть использованы региональными органами государственной власти Российской Федерации в качестве рекомендаций. |
|
112–128
|
Несмотря на высокий туристический потенциал российских территорий, исследование тенденций формирования туристической привлекательности муниципальных образований РФ позволило выделить наиболее значимые проблемы его развития. Эмпирической базой исследования стали данные экспертного опроса руководителей местных органов власти муниципальных образований Российской Федерации, результаты опроса населения, данные Федеральной службы государственной статистики, результаты исследований Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) и др. Как показали результаты опроса экспертов и населения, в Российской Федерации в настоящее время складывается определенное противоречие между высоким туристическим потенциалом отечественных муниципальных образований, значимостью уникальных территориальных ресурсов и низким уровнем их туристической привлекательности. Авторами определены взаимосвязанные факторы, влияющие на развитие туристической привлекательности российских муниципальных образований. В статье определены приоритеты развития туристической привлекательности российских территорий в современных условиях. Неоднородность, высокий уровень дифференциации по уровню развития туристской инфраструктуры обусловливают необходимость консолидации ресурсов различных типов муниципальных образований. Взаимовыгодное взаимодействие нескольких муниципальных образований позволяет консолидировать имеющиеся ресурсы, значительно разнообразить объекты туристского показа, предоставлять дифференцированные туристские услуги. Результаты исследований подтвердили, что муниципальные районы и городские округа могут выступать в качестве основных субъектов, катализирующих развитие туристической привлекательности единого территориального пространства. |
ВОПРОСЫ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ
|
129–148
|
В российских органах исполнительной власти активно внедряются системы управления по результатам (УПР). Однако эффект от внедрения таких систем недостаточно изучен. Задачей исследования является изучение связи между внедрением систем УПР в органах исполнительной власти и уровнем удовлетворенности работой среди государственных гражданских служащих. Для ее решения проведен опрос 277 государственных гражданских служащих. Полученные данные проанализированы с использованием метода моделирования структурными уравнениями (SEM). Исследована взаимосвязь между внедрением систем УПР, удовлетворенностью работой, организационной идентификацией, желанием сменить работу, ориентацией сотрудников на результат и ясностью организационных целей. Полученные результаты говорят о том, что внедрение УПР положительно сказывается на этих организационных характеристиках и положительно влияет на уровень удовлетворенности сотрудников своей работой. |
|
149–166
|
В статье осуществляется эмпирическая проверка гипотезы о том, что слабая дисциплина соблюдения регламентов и процедур государственными гражданскими служащими в федеральных и региональных органах власти связана с недостаточным уровнем оплаты их труда и значимостью для карьерного роста патронажных связей, а не качественной работы. Однако исследование показало, что государственным гражданским служащим в целом свойственен высокий уровень трудовой мотивации и исполнительской дисциплины, безотносительно оплаты труда и карьерных связей. Их трудовая мотивация основана на установке исполнять поручения в срок, при этом имеет распространение практика ненормированного рабочего дня и работы в выходные дни. Результаты исследования позволяют выделить такие факторы трудовой мотивации, как: занимаемый социальный статус, стабильность и надежность рабочего места в сравнении с большей воспринимаемой нестабильностью работы в частном бизнесе, самореализация и карьерный рост на основании заслуг и достоинств (преимущественно молодые респонденты), самореализация в качестве руководителя, а также сопричастность к чему-то великому, что может быть истолковано либо как мотивация служения государству, либо как мотивация общественного (гражданского) служения. Недостаточная оплата труда для должностей низшего и среднего уровня способствует, с одной стороны, высокой текучести кадров, уменьшая значимость материальной мотивации, а с другой – позволяет привлекать на государственную службу людей, для которых фактор оплаты труда не является главенствующим мотивом. В то же время высокая трудовая мотивация и исполнительская дисциплина не означают, что госслужащие работают эффективно и результативно, особенно когда речь идет о выполнении поручений. |
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
|
167–180
|
Предметом исследования стали правовые и организационные аспекты формирования концепции государственного стратегического управления земельными ресурсами в Российской Федерации. Показав, что современное состояние земельного законодательства, а также особенности реализации органами государственной власти основных функций в очерченной сфере не способствуют в полной мере комплексному решению задач обеспечения земельными ресурсами устойчивого социально-экономического развития общества, автор делает ряд предложений по совершенствованию земельного законодательства и законодательства в сфере государственного стратегического планирования. Вводит понятие государственного стратегического управления земельными ресурсами. Государственное стратегическое управление земельными ресурсами определяется как деятельность органов государственной власти, направленная на сбалансированное обеспечение земельными ресурсами устойчивого социально-экономического развития общества в долгосрочной перспективе. Указано на необходимость для определения объекта государственного стратегического управления более четко обозначить в законодательстве категорию «земельный фонд Российской Федерации». В работе обосновано, что основные функции государственного управления земельными ресурсами (государственный кадастровый учет земель, зонирование, территориальное планирование и т.д.), должны исходить из равного учета свойств земли как природного ресурса, объекта недвижимости и пространственного базиса освоения территорий. Подчеркнута важность последовательного согласования законодательства о государственном стратегическом планировании с земельным и природоресурсным законодательством. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
181–206
|
В статье проводится сравнительный анализ используемых управленческих практик развития территорий за счет капитализации культурных ресурсов на примере трех европейских культурных центров – Стратфорда-на-Эйвоне, Веймара и Ясной Поляны. Структура взаимоотношений ключевых субъектов развития территории каждого из трех регионов анализировалась по методике «Environmental Profile», сравнительный анализ был проведен с использованием теории стейкхолдеров, а также территориального бенчмаркинга. Авторы приходят к выводу, что туристическая индустрия стала ключевым инструментом капитализации культурного наследия во всех трех регионах. Управленческие практики капитализации культурного наследия должны обеспечивать превращение территории в «туристскую дестинацию», которая представляет собой неотделимую от территории привлекательную культурную ценность с дружественной и удобной средой. Проведен сравнительный анализ этапов «жизненного цикла» развития дестинаций в Стратфорде, Веймаре и Ясной Поляне, которые определили мощность их туристских потоков и доходы креативного сектора экономики. Авторы показывают, что в успешных современных туристских дестинациях развиваются полисубъектные управленческие практики, обеспечивающие формирование уникальных комфортной среды и доступных ландшафтов, ориентированных как на туристов, так и на местных жителей. |
|