|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2019. №4
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–30
|
Исследование посвящено рискам заключения социального контракта его получателями – малоимущими гражданами и представителями региональных властей, проблемам неустойчивого финансирования таких контрактов. В основе исследования лежит предположение о том, что идентификация причин бедности не только самих регионов, но и их соседей позволит выявить степень устойчивости реализации технологии социального контракта, начиная с области здравоохранения и образования малоимущих, заканчивая инфраструктурой конкретной местности и наличием рабочих мест. Был проанализирован региональный опыт заключения социального контракта с 2015 по 2018 гг. и выявлены существенные отличия затрат на социальный контракт в разных российских регионах. Для того чтобы нивелировать риски и найти новые подходы к предоставлению социального контракта и перераспределению на эти цели финансовых ресурсов регионов, была проведена оценка инвестиционного потенциала регионов в контексте его реализации на выполнение социальных обязательств, а также рассчитана доля расходования средств на социальный контракт от общих расходов регионов на социальную политику по всем 85 регионам России. Указанная оценка позволила установить отсутствие баланса между объемом затрат субъектов Российской Федерации на социальный контракт и имеющимся потенциалом субъектов РФ. Она дала возможность также произвести ранжирование наиболее и наименее сбалансированных регионов с точки зрения обязательств по предоставлению государственной социальной помощи. На основании этого был сделан ряд предложений, касающихся как методики распределения средств регионов на реализацию социальных обязательств, в том числе на развитие механизма социального контракта, так и методики учета социальных рисков и их покрытия по страховому принципу.
|
|
31–60
|
Предметом научного анализа в статье являются государственные цифровые платформы (ГЦП). Начиная с истории возникновения самого термина «государственная цифровая платформа», авторы рассматривают особенности применения платформенного подхода для государственных информационных систем, в том числе в сравнении с коммерческими платформами. Цель исследования – доказать, что государственные цифровые платформы могут стать «прорывной» инновацией (innovation disruption), трансформирующей отношения органов власти, бизнеса и общества, прежде всего – в части сокращения издержек взаимодействия, повышения прозрачности и общественного контроля над принимаемыми государственными решениями, предоставлением услуг. В статье на основе анализа академической литературы, экспертного сравнения созданных зарубежных и российских платформ рассмотрен феномен цифровой платформы и предложено авторское определение государственной цифровой платформы; классифицированы и описаны различные подходы к типологизации цифровых платформ, проведено сравнение государственных цифровых платформ с государственными информационными системами (далее – ГИС) и с коммерческими платформами. В итоге проведенного анализа сформулированы возможные направления дальнейшего внедрения цифровых платформ в государственное управление в России.
|
|
61–86
|
Статья посвящена формированию электронной демографической (э-демографической) системы на основе единого государственного реестра для проведения демографических исследований. В эпоху цифровых технологий возникают новые источники данных для исследования демографического поведения. Данные реестра населения, используемые для демографических исследований, сегодня все же достаточно ограничены. Поэтому создание основанной на едином государственном реестре э-демографической системы для эффективных демографических исследований, а также анализа не только реестра населения, но и других государственных реестров, представляет актуальность. В работе изучается международный опыт использования демографических характеристик данных, накопленных в реестре населения. Практика показывает, что, хотя данные реестра населения в настоящее время применяются в демографических исследованиях, подходов к использованию данных других государственных реестров и созданию э-демографической системы не существует. Авторами предлагается концепция построения э-демографической системы на основе единого государственного реестра, действующей независимо от функций э-государства. Представлены преимущества технологий Big Data, OLAP, ETL для анализа демографических данных. Система позволяет лучше понять демографические процессы и способствует проведению более глубоких исследований на разных уровнях – от социальной демографии до географии населения и от миграционных процессов до медицинской демографии.
|
|
87–112
|
В статье предложен новый концептуальный подход к государственному управлению региональным развитием посредством построения и внедрения соответствующей автоматизированной комплексной целевой программы (далее – КЦП) с использованием метода целевого оценивания альтернатив для построения иерархии целей КЦП управления региональным разви тием. Источниками данных послужили законода тельные акты Украины, европейские стратегии «Цифровая повестка дня Европы», «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста»; представленные на сайтах различных регионов Украины стратегии их развития; экспертные данные, обработан ные в КЦП; статистическая база социально-экономического развития различных регионов Украины. В результате исследования обоснована концепция регионального развития на основе автоматизированной комплексной целевой программы; на базе предложенной авторами КЦП идентифицированы оптимальные проекты, способствующие улучшению регио нального развития. Для автоматизации КЦП использованы современные ИТ-технологии – система поддержки принятия решения «Солон-2». Разработанная программа может применяться в регионах, нуждающихся в оптимизации системы управления региональным развитием. Практическое значение результатов исследования состоит в оптимизации распределения ограниченных финансовых ресурсов между идентифицированными приоритетными проектами и подцелями, их реализующими, что позволяет существенно улучшить процесс государственного управления регионом.
|
|
113–132
|
Задачи исследования – оценка взаимодействия государственных органов и негосударственных организаций по контролю за санитарно-эпидемиологической безопасностью и разработка предложений по государственно-частному партнерству в целях санитарно-эпидемиологической безопасности населения. Автор исходит из гипотезы, что реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации привела к снижению роли государственных органов в контроле над сферой санитарно-эпидемиологической безопасности. В результате сформировался рынок услуг по контролю, предоставляемых негосударственными организациями. В статье обобщен опыт государственно-частного партнерства в сфере контроля за санитарно-эпидемиологической безопасностью населения, применяемый в ряде стран, включая страны Евразийского экономического союза. Проведен экспертный анализ формирования и развития рынка услуг по контролю за санитарно-эпидемиологической безопасностью, предоставляемых негосударственными организациями, в ходе которого были использованы статистические материалы, аналитические доклады государственных органов по контролю (надзору), публикации отечественных и зарубежных авторов. Проведенное исследование позволило выявить причины формирования рынка предоставления услуг по контролю за санитарно-эпидемиологической безопасностью, а также формы и виды контроля с учетом риск-ориентированного подхода. Автором предложен алгоритм государственно-частного партнерства в сфере контроля за санитарно-эпидемиологической безопасностью, а также модель взаимодействия между государственным органом по контролю (надзору) и негосударственными организациями, предоставляющими услуги в сфере контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности населения, и рекомендации по построению модели. Делается вывод о том, что излишняя нормативно-правовая зарегулированность санитарно-эпидемиологической безопасности в России приводит к издержкам бизнеса и снижению его конкурентоспособности; оптимальным решением является взаимодействие государственных и негосударственных организаций при осуществлении услуг контроля за санитарно-эпидемиологической безопасностью.
|
КАДРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
|
133–162
|
В последние годы органы государственной власти движутся в сторону все большей формализации процессов и процедур. Целью данной работы является оценка влияния формализации правил на такие важные характеристики организационной среды, как удовлетворенность служащих своей работой и их желание эту работу менять. Впервые в отечественной практике на основе данных опроса 1098 государственных и муниципальных служащих в одном из регионов России оценивается восприятие формализации правил и процедур в органах государственной власти и местного самоуправления. Проведенный анализ продемонстрировал наличие положительных связей между удовлетворенностью работой и «хорошей» формализацией (green tape – правила, упрощающие функционирование организации) и одновременно выявил негативное влияние забюрократизированности (red tape). Кроме этого, с помощью методов опросного эксперимента (которые снижают риски искажений в ответах по темам, чувствительным для респондентов) показано, что при отборе на госслужбу в данном регионе большее значение имеют личные достижения в сравнении с полезными связями. При этом те респонденты, которые были не удовлетворены своей деятельностью, существенно выше оценивали значимость фактора личных связей при приеме на госслужбу, что подтверждает важность соблюдения меритократических принципов для эффективного функционирования органов государственного управления.
|
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
163–176
|
Межмуниципальное сотрудничество и консолидация муниципалитетов – это основа административно-территориальных реформ в Республике Армения (РА), начавшихся в 2015 г. Цель данного исследования – выяснить, как реформы повлияли на сотрудничество между муниципалитетами, в частности, помогли ли они решить проблемы в этой области и эффективнее организовать этот процесс. Чтобы ответить на поставленные вопросы, проведен сравнительный анализ состояния межмуниципального сотрудничества до реформ и после. Изучено законодательство, регулирующее сотрудничество между муниципалитетами, и данные о межмуниципальных органах. Уровень развития межмуниципального сотрудничества в Армении оценивался в сравнении с уровнем и состоянием развития оного в других постсоветских странах: Молдове, Грузии и Украине. Для анализа использовались данные официального сайта Министерства территориального управления и развития РА, докладов «Местное самоуправление в Армении», которые ежегодно публикуются Союзом муниципальных финансистов, а также результаты исследований и опросов, проведенных компанией «Каунтерпарт Интернешнл» (США) в 2011 и 2014 гг. Информация о сотрудничестве муниципалитетов в Молдове, Грузии, Украине почерпнута из научной литературы, из официальных сайтов Европейской политики соседства и Программы развития ООН в Молдове. В ходе исследования подтверждена изначальная гипотеза: основными препятствиями функционирования межмуниципального сотрудничества в Армении являются недостаток финансов и несовершенство законодательной базы. В работе сделаны выводы о необходимости (1) внесения изменений в законодательство с целью совершенствования регулирования деятельности этих структур и (2) решения финансовых вопросов для увеличения доходов муниципалитетов и направления этих средств на исполнение ими своих полномочий.
|
|
177–196
|
В статье представлен аналитический обзор становления институционально-организационной среды в Китае, способствующей его ускоренному научно-технологическому развитию. Целью работы было выявление потенциала институтов, включенных в систему государственного управления инновациями в Китае, и возможностей их адаптации в России. Обозначены предпосылки развития инновационной экономики в Китае, связанные с проводимой государством политикой привлечения прямых иностранных инвестиций. Показано, что институты государственного управления научно-технологическим развитием Китая структурированы в трехуровневую вертикальную систему, эффективно принуждающую как сами государственные органы, так и агентов экономической деятельности к осуществлению инноваций: 1) органы государственной власти; 2) совещательные, координационные, финансирующие органы; 3) организацииисполнители. Эта система принуждения занимает определенное место в классификации факторов, обуславливающих динамику инновационного развития Китая. Проведенный анализ позволил выделить эффективные институциональные механизмы государственного управления в Китае, которые могут быть использованы в дальнейших исследованиях по выявлению возможностей их применения в России.
|
РЕЦЕНЗИЯ
|