|
Ежеквартальный научно-образовательный журнал
Издается с 2007 г.
ISSN 1999-5431
E-ISSN 2409-5095
2020. №2
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
|
7–31
|
Создание множества общественных консультативных органов – одно из последствий административной реформы в России. Однако их реальное влияние на формирование политических курсов незначительно. В статье для исследования возможных причин сложившейся ситуации рассматривается деятельность таких организаций в Санкт-Петербурге. Для этого была проанализирована правовая база более сорока общественно-консультативных совещательных органов при губернаторе города, городской администрации и ее комитетах. Представлена описательная статистика их состава и индекс оценки их открытости. Были проведены интервью с представителями семи консультативных органов и соответствующих органов администрации города. В результате исследования раскрыты некоторые ключевые проблемы в деятельности этих консультативных организаций, заключающиеся, в том числе, в отсутствии влияния членов советов на текущую повестку, в отсутствии обратной связи со стороны властей, в недостатке открытости этих совещательных органов. Было выдвинуто предположение о том, что одними из ключевых причин таких проблем могут быть сбои в коммуникации и несбалансированность составов консультативных организаций, в том числе преобладание статусных лиц среди их членов. |
|
32–53
|
Одним из ключевых направлений улучшения делового климата является совершенствование контрольно-надзорной деятельности государства, предусматривающее ее ориентацию на минимизацию рисков причинения вреда общественно значимым ценностям. В статье проанализированы промежуточные результаты реформы контрольно-надзорной деятельности с позиции частного бизнеса. Источником эмпирических данных послужили результаты проведенного в марте 2020 г. социологического опроса 1000 частных хозяйствующих субъектов, в отношении деятельности которых в 2018–2019 гг. органами государственного контроля (надзора) проводились проверки. Итоги опроса сопоставлялись с результатами аналогичного исследования, проведенного в 2017 г. на старте реализации приоритетной программы реформирования контрольно-надзорной деятельности. В целом результаты опроса показывают, что оценка представителями бизнеса влияния контрольно-надзорной деятельности государства на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям снижается. Если в 2017 г. 34,6% опрошенных отмечали в основном положительное влияние государственного контроля (надзора) на деятельность их предприятия, то в 2020 г. таких было лишь 27,4%. Снизились и оценки влияния конкретных проверок на уровень рисков хозяйственной деятельности и безопасность продукции. При некотором снижении общего числа проверок в отношении хозяйствующих субъектов отмечается тенденция роста количества иных видов контрольно-надзорных мероприятий (административных расследований, рейдов, дистанционного мониторинга), не учитываемых в статистической отчетности. Различные тенденции выявлены и в отношении динамики административных издержек. Так, отмечается существенное снижение затрат бизнеса на доступ к информации об обязательных требованиях (на 57,3% в сопоставимых ценах), однако удельные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с проведением проверок, напротив, существенно возросли (на 47,4%). Оценки предпринимательского сообщества подтверждают актуальность внедрения риск-ориентированных подходов и концентрации усилий на минимизации реальных рисков причинения вреда, а также на оптимизации состава обязательных требований в рамках «регуляторной гильотины». |
|
54–84
|
Исследование нацелено на разработку модели планирования численности публичных служащих с учетом динамики социально-экономического развития региона. Посредством сравнительно-правового анализа, анализа документов, классификации данных с использованием количественных, эконометрических методов (корреляционного анализа, построения множественной регрессии и оценки статистической значимости коэффициентов с помощью t-статистики Стьюдента, F-статистики Фишера, теста Дарбина-Уотсон на гомоскедастичность модели, диаграммы рассеивания) разработана методика прогнозирования штатов органов власти с учетом динамики социально-экономического развития субъекта РФ при консервативном, инновационном и форсированном сценариях роста производительности труда. При построении модели обеспечен функциональный характер связи между численностью служащих по приоритетным направлениям и предусмотренными Стратегией социально-экономического развития темпами развития этих направлений. По результату исследования сделан вывод о том, что в настоящее время планирование штатной численности госслужащих осуществляется скорее под влиянием эндогенных факторов, чем исходя из состояния управляемых отраслей. Вследствие этого ведомства, действующие в сферах с восходящей и нисходящей динамикой развития, могут иметь аналогичный штат. При корректировках штатной численности не учитывается уровень достижения целей Стратегии, что обусловливает неравномерную эффективность ведомств. Связанные с этим периодические сокращения числа служащих происходят без учета процессов в управляемых отраслях. На основании проведенного исследования разработаны рекомендации по обеспечению качества разработки стратегий (использование объективной статистики, привлечение экспертного сообщества, вариативное планирование целевых показателей). Учитывая, что субъекты РФ решают сходные задачи социально-экономического развития, представляется, что выводы и рекомендации настоящего исследования могут быть применимы в широком региональном контексте, как в настоящее время, так и в перспективе. |
|
85–113
|
Мировая экономика проходит процесс масштабной электрификации, нарастает конкуренция между превалирующими сейчас углеводородами и набирающими силу возобновляемыми источниками энергии (далее – ВИЭ). Внедрение наиболее перспективных из ВИЭ – солнечной и ветровой генерации – сталкивается со сложившимися десятилетиями теорией и практикой организации и управления производством электроэнергии. Цель статьи состоит в нахождении действенных способов продвижения ВИЭ с учетом появления в сфере энергетики новых субъектов – филантропов, некоммерческих организаций и международных партнерств. На основе анализа мирового опыта дана оценка новых практик в богатой энергоресурсами Сибири, которая является показательным социоэкономическим регионом, вырабатывающим электроэнергию преимущественно за счет углеводородов и воплощающим проекты в области ВИЭ. В Сибири пока недооценены выгоды новых подходов: диверсификации и децентрализации, сетевых форм с участием филантропов и некоммерческих организаций в инновационной сфере, международных партнерств в области экологии и изменения климата. Эти подходы сопровождаются управленческими издержками в сфере ВИЭ – вертикальной интеграцией бизнеса, монополизацией и технологической блокировкой перспективных разработок, «провалами» некоммерческих организаций и филантропокапитализмом. |
|
114–144
|
Перекрестное субсидирование рассматривается государством как мера социальной поддержки населения, но, в то же время, приводит к некоторым негативным последствиям, включая распределение большей части субсидий домохозяйствам с высокими доходами и повышение издержек бизнеса, которые закладываются в себестоимость товаров и услуг. В статье рассматривается международный опыт применения перекрестного субсидирования в электроэнергетике между промышленными потребителями и населением как меры государственной энергетической политики, а также подходы к его сокращению. Анализ тарифов на электроэнергию и мер зарубежной энергетической политики проводился на основании статистических данных, маркетинговых отчетов и аналитических обзоров рынка базы Passport и показателей Федеральной службы государственной статистики, а также на основании публикаций в средствах массовой информации по рассматриваемой проблеме. В результате исследования было установлено, что в большинстве стран тарифы для промышленных потребителей ниже, чем для населения, в два и более раз. Кроме того, для развитых стран в большей степени характерны рыночные механизмы тарифообразования, в то время как для развивающихся стран, в которых государство играет решающую роль в экономике, происходит искусственное сдерживание роста тарифов для населения. Проведенное исследование позволило сделать выводы о том, что только мерами тарифной политики невозможно эффективно разрешить существующие проблемы перекрестного субсидирования в электроэнергетике. Необходимо применение более широкого спектра интегрированных между собой социальных и экономических мер регулирования из смежных областей государственного управления. |
|
145–167
|
Настоящая публикация подготовлена по итогам исследования системы бюджетной поддержки аграрного сектора: Public Expenditure Review (PER). Исследование рассматривает уровень и структуру бюджетной поддержки сельского хозяйства в России с точки зрения ее направленности на обеспечение долгосрочного роста в аграрном секторе. В статье анализируется, в какой мере наблюдаемый экономический рост в сельском хозяйстве является результатом проводимой политики и как перераспределение средств между направлениями поддержки позволит увеличить этот эффект. Влияние бюджетных расходов по поддержке сельского хозяйства на экономический рост в этой отрасли оценивается на основе модели, разработанной Lopez and Galinato (2007) (модель с фиксированными эффектами). Рассмотрение федеральных программ поддержки дополнено анализом межбюджетных отношений в аграрной сфере. Исходя из эмпирических данных было выявлено положительное влияние бюджетной поддержки на рост в сельском хозяйстве, а также то, что ее роль не является определяющей. Для повышения эффективности системы бюджетной поддержки аграрного сектора были разработаны рекомендации, позволяющие повысить прозрачность бюджетных расходов, усилить поддержку общих услуг, особенно науки и инноваций, и сократить поддержку, связанную с производством, обеспечить предсказуемость поддержки, ограничить возможности регионов проводить политику, нарушающую конкуренцию.Настоящая публикация подготовлена по итогам исследования системы бюджетной поддержки аграрного сектора: Public Expenditure Review (PER). Исследование рассматривает уровень и структуру бюджетной поддержки сельского хозяйства в России с точки зрения ее направленности на обеспечение долгосрочного роста в аграрном секторе. В статье анализируется, в какой мере наблюдаемый экономический рост в сельском хозяйстве является результатом проводимой политики и как перераспределение средств между направлениями поддержки позволит увеличить этот эффект. Влияние бюджетных расходов по поддержке сельского хозяйства на экономический рост в этой отрасли оценивается на основе модели, разработанной Lopez and Galinato (2007) (модель с фиксированными эффектами). Рассмотрение федеральных программ поддержки дополнено анализом межбюджетных отношений в аграрной сфере. Исходя из эмпирических данных было выявлено положительное влияние бюджетной поддержки на рост в сельском хозяйстве, а также то, что ее роль не является определяющей. Для повышения эффективности системы бюджетной поддержки аграрного сектора были разработаны рекомендации, позволяющие повысить прозрачность бюджетных расходов, усилить поддержку общих услуг, особенно науки и инноваций, и сократить поддержку, связанную с производством, обеспечить предсказуемость поддержки, ограничить возможности регионов проводить политику, нарушающую конкуренцию. |
|
168–192
|
С появлением новых задач в области управления в практике регионов довольно часто осуществляется реконструкция организационных структур управления образованием, но преимущественно без анализа и оценки действующей структуры, выявления ее недостатков и определения их значимости для качества управления. Недооценка этого важнейшего этапа в региональной практике происходит из-за отсутствия научного и методического аппарата для обследования организационных структур регионального органа управления образованием. Такая практика приводит к тому, что новые структуры (по типу они, как правило, остаются линейно-функциональными) не обеспечивают в достаточной мере повышение эффективности управления в быстро меняющихся условиях. В статье раскрывается ситуационный подход к анализу и оценке организационной структуры регионального органа управления образованием в субъекте Российской Федерации. Разработан комплекс критериев и процедур ситуационной диагностики организационных структур. Проведено обследование структуры регионального органа управления образованием в Мурманской области с помощью ситуационной диагностики. В ходе исследования были выявлены некачественное выполнение значимых управленческих функций, проистекающее из линейно-функционального характера организационной структуры регионального органа управления образованием, недостатки в способах их группировки, несоответствие организационной структуры требованиям внешней и внутренней среды. Ситуационный подход к диагностике организационных структур управления образованием дал возможность руководителям в режиме реального времени и ситуации оценить деятельность органа управления в целом, скорректировать и переосмыслить представления о приоритетах деятельности, увидеть в ней то, что ранее было вне поля зрения. |
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
|
193–214
|
В статье анализируются процессы и предварительные результаты консолидации университетов в Финляндии, бывших частью реформирования системы высшего образования, и проводятся параллели с развитием системы федеральных университетов в России, которые также появились в результате консолидации ранее самостоятельных вузов. Цель исследования – выделить те управленческие подходы, которые полезно учесть в России при слиянии университетов. Для этого следовало определить факторы, позитивно и негативно повлиявшие на процесс консолидации университетов в Финляндии, а также провести сопоставительный анализ ситуации в Финляндии и России. Работа базируется на вторичном анализе эмпирических исследований хода реформ в Финляндии и России, дополненном личными интервью автора с представителями трех консолидированных финских университетов (Аалто, Турку и Тампере); все они принимали участие в обсуждении и согласовании механизмов слияния университетов. Исследование показало, что факторы позитивного влияния – это комплексность реформы и наличие обратной связи между инициатором изменений (правительством) и консолидируемыми университетами. В то же время проработка мер и шагов на прединтеграционной стадии не гарантирует бесконфликтного развития нового университета. На основе динамики позиций новых университетов Финляндии и России в международных рейтингах было подтверждено, что эффекты консолидации сильно отложены во времени. |
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
|
215–239
|
Цель данной статьи – знакомство читателя с исследованиями в области «мотивации к государственной службе» (public service motivation, далее – PSM), их историей и современными направлениями. Исследований, посвященных PSM, множество. Но российскому читателю эта тематическая область знакома недостаточно: так, только в последние годы появились переводы на русский язык основного исследовательского инструмента – шкалы PSM. В мировой науке о государственном управлении исследования PSM давно стали общепризнанными и обзавелись собственными классиками. В данном обзоре мы знакомим читателя с этой литературой, а также с теми направлениями, в которых развиваются исследования PSM. Мы включаем в наш обзор и немногочисленные существующие на сегодняшний день российские публикации и воспроизводим перевод шкалы PSM. |
|